Виктор ПАХОМОВ. Как часть русской литературы.
Виктор Федорович Пахомов, ответственный секретарь Тульского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России», заслуженный работник культуры РФ, академик Петровской академии наук и искусств, почетный гражданин города Тулы, любезно согласился побеседовать с сотрудником редакции журнала «Приокские зори» и ответить на ряд вопросов
Я. Б. Виктор Федорович, Ваша жизнь неразрывно связана с Тульским краем, который Вы воспели своей замечательной тонкой лирикой. Вашими стихотворениями, наполненными судьбами людей, их характерами, красотой природы, неравнодушием к злу и несправедливости, ко всем неустроениям нашей жизни, зачитываются поколения людей. На протяжении вот уже почти двух с половиной десятилетий под Вашим руководством решаются все вопросы жизнедеятельности Тульской писательской организации, Вы знаете, чем дышит каждый писатель — профессиональный и еще только начинающий,— помогаете, поддерживаете, направляете, словом, делаете то, что подобает настоящему руководителю такого большого творческого коллектива.
Виктор Федорович, но ведь Тульская писательская организация не всегда была такой, когда-то ведь все только-только начиналось? Расскажите, как это происходило, расскажите о тульских писателях.
В. П. Не каждый пишущий — писатель. Не каждый писатель — Толстой. Не каждый прикрепленный к своему региону уже Российский писатель.
Понятие тульский писатель и тульская литература закрепились в общественном сознании со времени создания областной писательской организации (18 ноября 1960 года). Это послужило толчком к оживлению тульского литературного процесса, предъявлению читателю творчества местных авторов, группировавшихся вокруг альманаха «Литературная Тула», и входивших в областное литературное объединение. Произошло собирание литературных сил края, приведение к созданию писательской организации. В нее вошли члены Союза писателей РСФСР: В. Булгаков, Н. Парыгина, А. Лаврик, Г. Шмань, А. Кузнецов, И. Панькин. Затем в организацию вошел П. Сальников. Затем писательскую организацию пополнили П. Сальников, М. Казакова, А. Елькин, Н. Любин, Ю. Щелоков, В. Лазарев, И. Минутко, В. Трапезников, Н. Акулиничев. Не заставят себя ждать молодые В. Ходулин, А. Харчиков, С. Галкин. Начнут давать о себе знать представители тульской глубинки В. Сапронов, Н. Боев, В. Болохов, В. Маслов, В. Большаков, А. Пешков, В Логунов, В. Греков. Их книги, их выступления сыграют значительную роль в создании положительного писательского имиджа. Газеты «Коммунар», «Молодой коммунар», журнал «Ясная Поляна» предоставят свои страницы местной художественной литературе. Ныне тульскую прозу не представить без романов и повестей Н. Парыгиной, ставших с годами тульской классикой.
Продолжает быть востребованным произведение И. Панькина «Легенды о мастере Тычке». На пьедестале памятника Левше у машиностроительного завода, наряду с Толстым, Чеховым, Лесковым, высечены строки и из панькинских легенд. Подобралась неплохая компания. Продолжают пользоваться спросом проза и поэзия В. Лазарева, Ю. Щелокова, И. Минутко.
Я. Б. Замечательно, что известные тульские авторы востребованы, благо в каждой библиотеке Тулы и районов области можно найти их книги. А издаются ли современные писатели, и кого Вы могли бы отметить в этой связи? Как обстоят, на Ваш взгляд, дела с периодическими литературными изданиями в нашей области?
В. П. Худо-бедно, выходят книги А. Костюхина, Н. Смирнова, Л. Вагановой, В. Ходулина, Б. Голованова, О. Каширина, ставшего лауреатом серьезной литературной премии России, В. Киреева, В. Кузьминова, В. Кулешова, А. Новгородского, О. Пантюхина, В. Сапожникова, Е. Трещева. Столичное издательство «Московский Парнас» уже несколько лет издает романы и повести Алексея Яшина — члена Правления Академии российской литературы, лауреата многих всероссийских и международных литературных премий. В московских изданиях все чаще публикуются стихи В. Савостьянова.
Вопреки сегодняшнему удручающему положению с финансированием книг за счет средств бюджета области, продолжают издаваться коллективные альманахи «Тула», «День тульской поэзии», «Иван-озеро», «На крыльях «Пегаса». Издан справочник членов тульской писательской организации.
Особо следует отметить регулярно выходящий литературно-художественный и публицистический журнал «Приокские зори», за что поклон от всех его авторов и читателей ректору Тульского государственного университета М. В. Грязеву, за поддержку журнала, и главному редактору А. А. Яшину, без титанических усилий и энтузиазма которого, журналу бы не выжить.
Я. Б. Вы правы, Виктор Федорович, многое издается и делается не благодаря, а вопреки, поэтому неоценима роль энтузиастов. На слуху у пишущих туляков слеты молодых поэтов и прозаиков. Это все ведь тоже подвижнический труд?
В. П. Да, объединенными силами членов писательских союзов и литераторов области складывается судьба современной тульской литературы. Как не назвать ее славных подвижников Н. Парыгину и В. Маслова, чье творчество известно не только в России, но и за рубежом. В. Ботя, В. Ходулина, Е. Трещева, В. Киреева, С. Щеглова-Норильского, С. Галкина, В. Ткач, В. Сапожникова, А. Новгородского, М. Дубинского, Э. Георгиевского. Благодаря им существуют ныне наши писательские организации, пополняющиеся молодыми талантливыми поэтами и прозаиками, нашей, по сути, сменой. Это никому не известный по большому счету Алексей Гусаков, Сергей Крестьянкин, Владимир Тимохин, Екатерина Сагалаева, Михаил Тулуевский, Сергей Редков и другие авторы первых книжек.
Я. Б. Виктор Федорович, Вы уже много лет, можно сказать, в условиях разных эпох руководите организацией писателей. Многие из них выросли на Ваших глазах и, во многом, благодаря Вам. Как это видится в сравнении?
В. П. Несколько слов об ушедшем пятьдесят лет назад времени.
Созданная по инициативе правления СП РСФСР тульская писательская организация финансировалась, имела свой счет в банке. Получали зарплату ответственный секретарь и секретарь-бухгалтер. Помимо этого функционировало под писательской крышей бюро пропаганды художественной литературы со своим директором и бухгалтером. Бюро оплачивало писательские выступления по специальным путевкам, командировки писателей, консультации и рецензии так же оплачивались. Все это было существенной гонорарной поддержкой членов Союза писателей, решивших стать профессиональными писателями. Таким образом осуществлялась активность и заинтересованность писателей в проведении многочисленных литературных акций. Разнообразной была связь писателей с районными литобъединениями, городскими и районными газетами, школами, воинскими частями, трудовыми коллективами, как правило, заинтересованными в таких мероприятиях. К тульским писателям постоянно приезжали писатели из соседних областей, писатели из Москвы: Астафьев, Распутин, Е. Носов, Ганичев, Проскурин, Чалмаев, Старшинов. В общении с ними набирались опыта молодые тульские поэты и прозаики.
После смерти Щелокова и его замещавшего Трапезникова в 1987 году меня избрали ответственным секретарем писательской организации. Утвердили на бюро обкома партии. На сегодня, за вычетом одного года, у меня почти 25 лет моего секретарства. Причем половина срока без оплаты, на общественных началах. На моих глазах прошло становление многих тульских поэтов и прозаиков. Сейчас даже не верится в реальность описываемого.
Я. Б. Да, срок немалый, есть, что вспомнить и с чем сравнить. А из современных писателей, кто Вам, Мастеру, ближе всего?
В. П. Анализировать, обозревать, критиковать, как известно, своих коллег — дело неблагонадежное. Множить врагов и уменьшать друзей. Надо ли? Не потому ли как-то перевелись у нас критики. Да и не простое это дело — критика! Поносить, хулить — пожалуйста! Как, скажем, оценить творчество развернувшегося во всю мощь в новых своих романах и повестях прозаика, философа и публициста А. Яшина? Неподъемен он для простого читателя, отвыкшего от серьезного чтения, окончательно сбитого с литературного пути отравой антилитературы либерального Запада. А что сказать начинающим гениям? Чем убедить поэта Сергея Полынина в том, что его творчество на грани воспринимаемого, и что делать с одареннейшим тульским стихотворцем Алексеем Гусаковым, чьи три подряд сборника свидетельствуют о его незаурядном творческом потенциале, требующем серьезной оценки, как и поддержки? Стихи Гусакова отмечены свежестью ощущения своей судьбы, нестандартностью мышления. Их энергия и напор чувств покоряют. Язык его чист и звонок, рифма точна и чеканна. Поэт пишет, не отворачивая лица от происходящего вокруг, не пытаясь разжалобить читателя. И ни намека на протестность, становящуюся сегодня чуть ли не модой. Прочитай, читатель, предлагаемые его стихи — не пожалеешь. Они о тебе, обо мне, о нас, но изданы, к сожалению, небольшим тиражом и вряд ли дойдут до тебя.
Я так и не пойму,
В чем истинная милость...
Она прошла войну,
А замуж — не случилось.
Она делила дом
С замужнею сестрою
И с теми, кто потом
Рождался в нем порою.
Затем она жила,
Как только свет потухнет,
Из своего угла
Украдкою — на кухню.
Из потемневших слив
Сочился дух сопрелый,
Когда ее везли в приют для престарелых.
Вдохнуть еще зимы
Уже не получилось...
Так что же знаем мы
Про истинную милость?
(Милость)
А танки шли, огнем плюясь,
Вода в ложбинах тлела,
Железо ввинчивалось в грязь,
Выщупывая тело.
Разрывы падали, но шли
Нетрезвою походкой,
И все, что выше от земли,
Выстегивалось плеткой.
Он только лишь позавчера
В довольствиях отмечен,
Здесь от бессилья умирал,
Заваленный по плечи.
Он, потерявший речь и слух,
Не выстрелив ни разу,
Цеплял невышебленный дух
За уходящий разум.
К нему уже летел снаряд,
Раскручивая вертел,
Он умирал... И думал зря,
Не зная, что бессмертен.
(Дед)
Он сел напротив, глядя мне в глаза...
Длина пути зависит от соседа.
Он имя мне какое-то назвал, а я свое...
И потекла беседа.
И, как бывает в случаях таких,
Все, что смогли, обмыли по порядку...
И он спросил: «Вы любите стихи?» —
И вытащил опухшую тетрадку...
И я кивнул... И слушал... И молчал...
Его стихи меня не обманули —
Я, наконец, дождался палача,
Не канувшего в песенном разгуле.
Не знал — когда, но чувствовал — придет,
Здоровый, сильный, искренний, беспечный,
А что затем со мной произойдет —
Вопрос сиюминутный, а не вечный.
Он дочитал, свернул трубой тетрадь
И вышел на платформе без названья.
И поезд вез отмеченного — знать...
И не было страшнее наказанья.
Зайти в свой дом и в ящиках искать,
Среди газетных вырезок и ручек —
И вот она, та самая тетрадь,
Которую вычитывал попутчик...
(Попутчик)
Я. Б. Действительно, замечательные стихи! Поэт говорит свободно, трогает глубоко и темой, и образами...
Виктор Федорович, Тульская организация писателей работает с 1960-го года и, как Вы отметили, создавалась не на пустом месте. Нашим читателям будет интересно узнать, как давно началась литература нашего края и с кого, кто ее создавал на протяжении всего времени до наших дней?
В. П. Три века тульской литературы представляют имена Жуковского, Толстого, Тургенева, Успенского, Вересаева, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Достоевского, Бунина, Гиппиус, Богданова, Ганьшина, Романова, Полетаева, Бородина, Федина, Малашкина, Скребицкого, Брауна, Кулемина, Федорова, Доронина, Кольчугина, Смелякова, Милонова. С последними в этом перечне приходилось встречаться. Среди книг, достойно представляющих тульскую литературу, повесть Н. Любина «Марфа Подаркина», поэта Кольчугина «Маша», книга В. Булгакова «Жизнеописание Л. Н. Толстого в письмах его секретаря», роман Н. Парыгиной «Вдова», «Легенды о мастере Тычке» И. Панькина, повесть «В долинах белых черемух» А. Лаврика, повесть «Трудно с тобой, Андрей» М. Казаковой, роман «Бабий Яр» А. Кузнецова, повесть «Мне восемнадцать лет» И. Минутко, роман «Кара» В. Грекова, повесть «Преображенский вал» Г. Паншина, «Заводские повести» А. Харчикова, повести и рассказы А. Корнеева, Ф. Поленова, П. Сальникова, повесть «Каменотес» И. Арясова, повести А. Пешкова, Ю. Кириленко, В. Шавырина, роман «Тысячу лет после меня» Н. Стещенко, повесть «Отступник» А. Соколова. Стихи поэтов А. Логунова, В. Лазарева, Г. Шманя, Е. Вдовенко, Н. Боева, М. Крышко, В. Савостьянова, В. Болохова, М. Лубенского, В. Большакова, Н. Завалишина, Н. Акулиничева, В. Сапронова, В. Ходулина, В. Суворова, А. Меситова и другие.
Я. Б. Слыша эти имена, еще более осознаешь, что тульская литература — часть великой русской литературы. И тем обиднее видеть отношение к ней, впрочем, как и ко всей культуре, в наше время.
В. П. В недавнем обращении к русским писателям председатель Союза писателей России В. Н. Ганичев отметил: «Мы убеждены, что культурная политика в нашей стране коренным образом должна быть изменена. Великая культура, классическая литература, наш русский язык следует за Верой, является теми базовыми ценностями, без которых наш народ, союз народов не проживут. В нынешнем постсоветском обществе эти категории или забыты, или отодвинуты, или отрицаются...»
Тульские писатели не исключение. Письменные и устные обращения к администрации области поддержать наши планы с изданием книг не достигают цели. Не реализуются даже обещания на самом верху об издании «Избранного» к восьмидесятилетию ответственного секретаря писательской организации. Невольно думается, что дело не в отсутствии средств. По-моему, ответ витает в воздухе, в нашей сегодняшней действительности. Ганичев прав в своих выводах. Мы никак не наберемся смелости осознать сложившуюся ситуацию. Живем прошлым, цепляемся за него. Надо перестраиваться с учетом нашего поражения, что совсем не значит, что политика сегодняшнего дня нам чужда. Литература не обрывается на крутых поворотах истории. Она продолжается, как и сама жизнь. Не могу объяснить самому себе, почему руководители департамента культуры области не хотят видеть происходящее сегодня в сфере тульской культуры, не заинтересованы в участии писателей в деле воспитания читателя средствами отечественной словесности, художественным словом, не видят их сотрудников в общем процессе духовно-нравственного воспитания общества, подрастающего поколения? Писатели предоставлены самим себе, брошены на произвол судьбы без всяческой поддержки, словно нет у них за спиной пятидесятилетия службы родной тульской культуре, и нет никаких заслуг у писателей края. Разве не так? Я листаю последний биографический справочник тульских писателей, вглядываюсь в лица моих постаревших друзей: поэтов, прозаиков, публицистов. Никто из них не заслуживает забвения. У каждого свои заслуги перед обществом, тульской культурой.
Я. Б. Биографический справочник, вот, вижу, он лежит на Вашем рабочем столе — это история в лицах. Расскажите хотя бы о некоторых из тех, кто в него вошел.
В. П. Вот узловчанин Николай Боев — яркий поэт и серьезный прозаик. Будущие литературоведы не пройдут мимо его творчества. О нем будут написаны книги. Верные ученики еще поставят ему памятник, выбьют на камне его строки: «Попытайтесь вглядеться в пространство, посмотрите на тень вдалеке. Это я — ваш бесхитростный странник по вселенной иду налегке».
Марк Дубинский своим трехтомником сумел поднять тему и убедить читателя в необходимости книг о воинском долге, его важности, значении для сегодняшнего неспокойного, неуправляемого, страшного времени. Роман «Наследники «Бога войны» принят и заслуженно оценен широким кругом читателей. Отмечен областной литературной премией имени Л. Н. Толстого.
Неутомимый Вячеслав Боть. Вот уж кому поистине обязаны мы все! Его уму, памяти, знанием Тулы и родного края, его истории, культуры, литературы. Кому только он не помог? Редкостной судьбы краевед, тульский подвижник! Публикации его работ всегда прекрасны, актуальны, точны. Тоже можно сказать и о его стихах.
Александр Вишневецкий. За звонкой фамилией стоит удивительной скромности и порядочности человек, верный дружеству и чести. К его прозе и поэзии тянутся молодые. Его стихотворение «Потешный полк» — одно из лучших о многострадальной писательской доле.
Недавно ушедший от нас скромнейший Борис Михайлович Голованов. Чистейшая душа поэта всегда радовала и возвышала нас, его друзей. Его творчество еще не оценено нами по достоинству. Он не успел опубликовать многое из написанного. Ждут своего часа и его песни.
Виктор Греков. Болит сердце за прикованного к постели друга, болит. Но что можно сделать? Ничего. Боже, помоги ему! Он — один из самых талантливых из нас, нынешних. Начав с книг для детей, он стал замечательным исследователем истории и культуры родного края, автором исторических хроник. Белевцы полюбили своего хрониста из Сытич, и не обманулись в нем.
Михаил Крышко. Не знаю человека более умного и скромного, благородного, преданного своему писательскому долгу.
Александр Новгородский. В его судьбе, кажется, преломилось все то, что тяготеет над каждым настоящим талантом от Бога. Художник, поэт, песнетворец, мудрец-небожитель — это все он. Очень многие, особенно молодые дорожат дружбой с ним, учатся у него.
Наталья Деомидовна Парыгина. Ее имя, ее книги, ее авторитет не только в писательском кругу, но и среди творческой интеллигенции, вообще туляков очень значимо, уважаемо и любимо. Ее книги стали достоянием тульской литературы, тульской культуры, тульской истории. Сорок с лишним книг написанных ею,— целая библиотека. Без книг Парыгиной не понять нашего времени, нашей судьбы.
Александр Пешков — автор более десяти книг прозы. В них судьба нашего народа, судьба многих из нас, его личная судьба. Современность и прошлое нерасторжимо. Автор объясняет читателю суть происходящего с нами, призывая нас к подвигу возрождения нашего духа.
Листаю справочник дальше. Олег Пономарев, Владимир Родионов, Валерий Савостьянов, Владимир Сапожников, Владимир Сапронов, Евгений Трещев, Валерий Ходулин. О каждом есть что сказать. Да простят они меня, что невозможно выделить каждого. В перечне на равных еще достаточно молодые и видавшие виды труженики тульской литературы. На одного лишь Сапронова или Ходулина можно использовать весь отпущенный мне журнальный листаж.
К сожалению, в справочнике не присутствует Дмитрий Ракитин и Николай Смирнов, без которых писательская организация неполна, как не полна она и без упоминания ушедших из жизни В. Большакова, Н. Дружинина, А. Логунова, А. Земцова, Г. Шманя, В. Суворова, М. Жарковского, В. Зайцева, М. Казаковой, Г. Паншина, Ф. Поленова, И. Панькина, С. Сывороткина, И. Прасолова, М. Абрамова, Н. Дружкова, Л. Адрианова, П. Сальникова, Н. Акулиничева, как и снятие, увы, с учета В. Болохова, Б. Сушкова, В. Аникеева, Д. Овинникова, А. Шитова, внесших свою литературную лепту в утверждение тульского писательского сообщества.
В тульской прозе последних лет особенно заметен Н. Смирнов, отмеченный престижной премией журнала «Приокские зори». На последнем писательском собрании был принят в Союз писателей прозаик Г. Маркин, единогласно и с первого захода.
Я. Б. Значит, писательская организация динамично пополняется свежими творческими силами. Это хорошо!
В. П. Не совсем так... Хотелось бы, чтобы долгие мытарства принимаемых в Союз писателей в последнее время у нас прекратились. Организация стареет. Нам следует думать о своей смене, не смотреть на это, как на посягательство молодых и амбициозных коллег по перу. Вспоминаю свой прием, это было аж в 1975 году. Против был лишь один Щелоков. Он и не скрывал этого. Но и он вскоре нашел необходимым извиниться за допущенную оплошность. Вспоминаю еще курьез, как не был принят в Союз писателей Володя Суворов. Было такое дело. Морочили с приемом В. Большакова, В. Савостьянова, В. Грекова, Б. Сушкова, В. Шавырина. Не делает это нам чести. Уставной требовательностью принимаемых в Союз здесь и не пахнет. Создали сегодня большую очередь на прием. Отпугиваем заслуживающих приема молодых и не только их. Спрашивается, почему не спешат с приемом, не подают заявление в Союз достаточно известные Владимир Милов, Юрий Кириленко, Николай Дронов, Юрий Лукаш, Федор Гусев? Спрашивается, да не отвечается...
Я. Б. Виктор Федорович, будем надеяться, что положение поправится. Вы правы, писательская организация с такими корнями, с такой историей, как тульская, не должна обезлюдеть.
Благодарю Вас, Виктор Федорович, за беседу! Ваше творчество является образцом для Ваших многочисленных учеников. Я желаю Вам дальнейших творческих успехов, Вам и руководимой Вами Тульской писательской организации — дальнейшего весомого вклада в сокровищницу великой русской литературы, лепты в поле духовности России!
Беседовал Ярослав Брагин