Елена КАЦЮБА. Стихи.

ОБРАЗЫ И ТРОПЫ ПОЭЗИИ Елена Кацюба родилась 24 января 1946 г. Московская поэтесса, член Союза писателей России, член пен-клуба, одна из основательниц группы ДООС во главе с Константином Кедровым. Окончила отделение журналистики Казанского университета. По инициативе Юнны Мориц и Андрея Вознесенского Е. Кацюба была принята в Союз писателей с рекомедацией Генриха Сапгира на первом общем собрании союза после распада СССР. С 1998 по 2003 г. она была телевизионным обозревателем в газете «Новые известия», с 2003 по март 2005 г. вела еженедельную колонку «Книжная полка» в газете «Русский курьер». Е. Кацюба — ответственный секретарь «Журнала поэтов» и арт-дизайнер почти всех выпусков. Участница Русских поэтических чтений в Сорбонне (2002), на Лейпцигской книжной ярмарке (2004), Русского Книжного салона в Париже (2005), фестиваля «Киевские лавры» (2007), семинара «Seminarium hortus humanitati» в Риге (2008), Первого пражского международного литературного фестиваля «Европа 2008», 6-го Волошинского фестиваля в Коктебеле (2008), Русско-австрийских дней литературы и поэзии в Вене (2009), 3 и 4-го фестивалей «Славянские традиции» (2011—2012), фестиваля Манхэ а Южной Корее (2012). Лауреат фестиваля «Другие» (2006 г.) за палиндромную поэзию, лауреат Волошинского конкурса 2007 г в номинации «Мой дом открыт навстречу всех дорог» за стихотворение «Ритмы моря», лауреат 2007 г. журнала «Дети Ра» за подборку стихов «Витражные зрячие стекла», лауреат журнала «Окно за 2008 г. в категории «Визуальная поэзия», лауреат литературной премии и медали им. Бориса Гринченко (2012).

                            ЛЮДИ ОГНЯ

 

Мы — сыны ОГНЯ

дочери ОГНЯ

мы среди ОГНЯ не сгорим

Брошенные в ПЛАМЯ

наше слово-ПЛАМЯ

мы не предадим

Мы среди ОГНЯ

мы — душа ОГНЯ

каждый человек — ПЛАМЕНИ язык

Мы играем

мы сверкаем

мы горим и не сгораем

пляшет ПЛАМЯ

языками

в нас

Если нет в тебе ОГНЯ

не ходи вблизи ОГНЯ

берегись детей ОГНЯ

не глядись в глаза ОГНЯ

 не коснись рукой ОГНЯ

Вмиг испепелит тебя

ПЛАМЕНЬ-человек.

 

          МАСКА

 

Маска — это мазок без краски

это кисть, стирающая лица

Кто в маске, тот без лица

Кружевные движенья мимических мышц

соберут лицо —

маска станет лицом

Слой за слоем

она обретает слово

Сладкая маска —

из леденцовой массы,

холодная —

из кубиков льда,

маска согласья —

из да-да-да,

зеркальные маски

кидают друг другу свои отраженья,

гримасничают, забывая,

что маска прозрачна...

Увеличительная маска —

линза лица,

дикая пляска

гримас под микроскопом,

где блохе не припрятать подкованной пятки,

прятки

в комнате без углов,

улов

пустоты

на бесплодном мосту ожиданья,

маска улыбки на маске страха...

Оставим маскам

представлять свои маски

на местах не свободных от масок!

 

 

 

           СВЕЧА

 

Свеча боится темноты

Чем больше страх свечи — тем ярче свет

Чем ярче свет — тем жизнь свечи короче

Чем жизнь короче — тем сильнее страх

Чем страх сильней — тем ярче свет свечи

Чем ярче свет — тем жизнь короче

Чем жизнь короче — тем сильнее страх...

 

               ПУТЬ

 

Кто нашел

шел

шел

шел

шел

шел

шел

шелковый путь к сердцу женщины?

 

               МЯЧ

 

Руки вибрируют, образуя арку и свод.

Первая Мария видит вторую

в зеркале рук:

рот и брови в раме —

кармин и мрак.

Мария три и четыре —

прозрачные створки ворот.

Пятая Мария — купол и крест.

Шестая, смеясь, роняет с небес

МЯЧ.

Мяч скачет назад — вперед,

ванна Марата «Авророй « прошла Неву,

первый красный Корде-балет —

ада-да-адажио черных дул.

Па-де-труа — рикошет от стен:

Токарев — Макаров — Кармен.

Мяч скачет вперед — назад —

па-де-де: Калашников и Арманд.

Синие мигалки кромсают мрак—

то уа-у-акушерки Перовской опять теракт.

Мяч скачет, теряя вес...

Мария седьмая его поймает,

склонясь с небес,

рукавом оботрет грязь, кровь, крик

и вернется внутрь рая,

двери прикрыв.

 

   НИТЬ АРИАДНЫ

 

тебе — меня плеНИТЬ

раНИТЬ

мне — тебя замаНИТЬ

одурмаНИТЬ

в лабиринте НИТЬ

НИТЬ

НИТЬ

чтобы нас соедиНИТЬ

 оборвется НИТЬ

некого виНИТЬ

ничего не измеНИТЬ

только в памяти храНИТЬ

помНИТЬ

НИТЬ

НИТЬ

НИТЬ

помиловать

нельзя

казНИТЬ

 

                  МЕЧ СНА

 

Меч — палиндром обоюдоострый. Вер­ти­кальный — страж жизни. В горизонтальном полете — служитель смер­ти. Его обивает канат надежды. Его время — нуль. Его цвет — лунный. Его цветы мак и лилия.

 

Меч, а звон сводов снов зачем?

Меч в ответ: «Идите в сон, но свет. Идите в то, в чем

узором на древе сна титан Север дан морозу.

Я дал нуль лет, ибо во сне Рим смирен —

                                                                 сов обитель, лун ладья.

А Коран сынам боя — обманы сна рока».

Вот сон — улитка, Шиве — лев и Шакти — лун остов.

Лев из яви маками вязи вел.

Лев умен, мак сонлив, слезу в узел свил, но с камнем увел —

зал грез озер глаз.

Вол сном един и демон слов.

От каната снов вон, Сатана! Кто

в окне видел Имя и лилиями — Леди Венков?

Цедив он смолы богам — маг, о былом сновидец,

но свят. Иди, дитя, в сон —

ночемеч он.

 

             ШКОЛА ЛАСКИ

 

Бархат и шелк обучены обнимать —

есть сеть специальных школ.

Многие там учились,

но отчислены:

мрамор могильно холоден был;

ветер не умел сдерживать страсть —

он и сейчас пиратствует в подворотнях,

задирая-раздувая подолы-рукава;

одеяло оказалось неуклюжим —

его приходилось подтыкать под бока;

простушки простыни к телу льнули,

но ложились неумелыми складками;

золото и серебро любили себя;

ожерелья распалялись телесным теплом.

Только тонкие-тонкие цепочки

так умели лечь на шею,

что по коже бежали нежные мурашки.

Ивы научились обнимать шелестом,

шторы — тишиной,

но диплом золотой получило только небо —

оно всей силой синевы

держит в объятьях землю

день и ночь.

 

         САДОВНИЦА

 

Садовница Ева вывела на березе

красных яблок крутые капли

Смоковница Ева

сока бродильница

капельница спасительная

от смерти-летальницы

в сердечной спальне

Садовница Ева

пчела-десантница

жужелица-разведчица

оса-перехватчица

кайму на подоле расшила

маками, ландышами,

полынью, боярышником

Не трогала только шиповника

потому что роза еще дика

Гармошкой сложатся века

пока

в садах Магомета

она очнется царицей цвета

Садовница Ева

путаница травы

листвы ветреница

из мира изгнанница

странница-стрекоза

сторожит сад

где смех-секс-страх

Когда бродишь по саду

не пугайся

не вздрагивай

не оглядывайся

если осенью поздней

тронет тебя за рукав

яблонЕВАя ветка вся в белых цветах.

 

ЗАКЛЯТИЕ КРАСНЫМ

 

Проходи в красном в красном

рассыпай кораллы горстями

заметай алым подолом

багряную рябь каналов

 

Вызов принят — кумач перчатки

разлетится кровавым пеплом

криком ночи кармин взовьется

и в зрачок упадет рубином

 

Ты нацедишь рдяной воды из крана

прошуршишь за червонной ширмой

уплывешь на пунцовых подушках

в зал повторного сновиденья

 

Там всегда от тебя убегают смеясь две тени

на нем киноварный плащ — на ней пурпурные туфли

переспелое солнце — лопнувший плод граната —

рот обрызганный соком

слишком поздно созревших слов

 

             РИФМА

 

В горящий закат

вечерний ракат

выпустил рифмы ракет

Только на западе знаки востока

обретают форму и цвет

Рифма блуждает меж языками

рождая словесный кайф —

в русском рифмуются НОЧЬ и НОЖ

в английском NIGHT and KNIFE

 

Елена Кацюба(г. Москва)

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2013

Выпуск: 

1