Виктор БОГУСЛАВСКИЙ. Над Плавой-рекой.

Новые поэтические книги Ирины Пархоменко

 Словно искупался в ут­ренних, еще под тонкой ки­сеей тумана, чистых водах реки и окунулся в красоту окрестных просторов,— а про­читал всего две книжки стихов, небольшие, но нас­колько емкие по содер­жа­нию, по смыслам, наполня­ю­щим их! Ирину Пархомен­ко читателям «Приокских зорь» представлять не нуж­но. Она член редколлегии журнала, одна из постоян­ных его авторов.

 Подобно древу, устремляющему ветви к небу и берущему силу у земли, поэзия Ирины Пархоменко наполняется смыслами и энергией родных ей мест, говоря ее же словами, «чтоб ветры испытаний не свалили...» (1, с. 6). Из малой родины — села Лубяны, где «ближе к Богу, сердце расцветает» (1, с. 37), из родного, милого душе Плавска растет любовь и ко всей России.

 

...Мой край ненаглядный, Россия, Россия!

Мне в жизни не встретить

                                  любимей, красивей... (1, с. 102)

 

...Не нужна никакая другая

Только Родиной буду дышать! (1, с. 103)

 

И подобно природе, весной, после осеннего умирания и зимней спячки, воск-ресающей, возродится во всем величии и красоте наша страна — верит поэтесса. «Узор Вселенной... не разгадать» (1, с. 52), но Россия нужна Вечности, которой лишь и «подвластна тайна мирозданья». Однако Ирина Пархоменко понимает, что многое зависит еще и от каждого из нас, ведь «грехами опутаны, замшелы сердца, Бога не слышат» (2, с. 78); она понимает, что гордыня, тоска, уныние мешают счастью, что нужно уметь прощать и друга и врага, забыть про зависть, что победить может только любовь. Своим пониманием и опытом она делится с читателями:

 

Теплом души старайся поделиться,

На свет любви потянутся сердца —

Два правила счастливой жизни (2, с. 79)

 

 Но одной любви, без качеств человеческой личности, мало. Действенная любовь может исходить только от сильного и культурного человека. Вот почему лирический герой поэтессы, кроме любви и веры, обладает еще смелостью и мужественностью — «Уж лучше рана до кости, чем тыща шишек...» (1, с. 8),— несгибаемостью — «...Не сдамся! И буду светить!» (1, с. 54),— надеждой и оптимизмом:

...Знай, что пурпур и золото кленов не вечно,

Не вечен метелей остужающий свист.

Средь зимы

                 я, весны предвкушающий встречу,

Расстилаю свой день, как еще один лист.

 

Чистый-чистый,

                 загадочный девственно-белый,

Где могу написать, как сорвав якоря,

Раздвигая подлунного мира пределы,

В даль стремлюсь,

                 где восходит надежды заря... (1, с. 39)

 

Способный «пылать, как костер, сиять, как звезда, быть нежным и сильным» (2, с. 96) одновременно,— такой человек симпатичен Ирине Пархоменко. Наверное, потому что она сама такова.

Большое место в поэзии автора сборников занимает любовная лирика. Поэтессе нравится писать о любви и делает она это хорошо. Ее лирическая героиня искренна и непосредственна, неэгоистична, как многие, скорее самовлюбленные, барышни, наоборот, ее любовь действенна для любимого:

 

...Ветром в судьбе твоей буду:

Наполню крылья и парус,

Наполню любовью сердце,

Надежду тебе подарю. (1, с. 27)

 

...И пусть слова любви потоком льются...

И воскресает бедная душа... (2, с. 140)

 

Любовь — это целая гамма чувств, от восхищения до горечи, от надежды до потери. Ирина Пархоменко очень образно передает «осеннюю любовь» своей героини, сравнивая ее с «угасающими кострами рябин», с тающим «эхом слов» и, в то же время,— «яблока медовые лампады» и счастье. Дилемма же разрешается поэтессой так:

 

...Два взгляда на осеннюю любовь:

Но горечь пересилит или сладость?

Одно известно: это радость!

Ей уступи. Любви не прекословь! (1, с. 42)

 

Только сильный человек способен по-настоящему любить, считает автор, а испытанием может быть и одиночество.

 

...Одиночество — роскошь особая,

Что доступна не всем на земле.

Одиноким быть хочешь? Попробуй-ка!

Только сильным подвластно сие... (1, с. 48)

 

В любви, как и в жизни вообще, пишет поэтесса, нужно «путь тернистый» пройти, не погасив при этом «свет души», сохранив «его сокровенным» (1, с. 122), чтобы продолжали «нежно звучать струны». «Любовью живем»,— утверждает она. И памятью о ней, добавляем мы.

А в завершение этой темы приведем строки, поистине являющиеся молитвой о любимых:

 

...Пусть совершая свой круг вековечный,

Наших любимых злой рок пощадит... (1, с. 11)

 

На страницах книги «Маски» (1) лирическая героиня, Прекрасная Дама, встречается со своим Менестрелем, и тот поет ей свои стихи-песни, написанные, естественно, от лица мужчины. Перевоплощение дается поэтессе легко, что еще раз подчеркивает ее талантливость.

 

Мы друг другу подходим на диво,

Я к тебе всей душою стремлюсь.

Хоть застенчива ты и стыдлива,

Нежной кожи с восторгом коснусь...

 

...Я разлуки печаль позабуду

В обжигающих ласках любви.

Нам даровано счастье, как чудо.

О, приди, миг свиданья, приди! (1, с. 80)

 

С каждой строчкой читатель убеждается в мастерском владении словом и художественном богатстве поэтического языка Ирины Пархоменко. Это проявляется и в пейзажной лирике поэтессы. Как своеобразно и неповторимо сказано об осени:

 

...Серые былки иссохшей травы

К редкому скудному тянутся свету... (1, с. 9)

 

Тема осени вообще очень значима для автора. Просто вчитайтесь — «алый вальс кленовых листьев», «блеклая синь», «звон паутинки на ветру», «испуганный разговор осинок», «теньканье первых синиц» (1, с. 65), «липа в сиянии желтеньких звезд» (1, с. 9).

 

...Не верю, не верю, что лето вернулось,

Оно лишь пригрезится,

                  так же как юность...

И в травах увядших гнедой кобылицей

В туман окунется и там растворится...(1, с. 12)

 

Сборник «Лепестки сакуры» (2), по словам Ирины Пархоменко, носит такое название не случайно — в нем стихи, написанные в духе японской поэзии.

 

...Осени горечь

Запаху моря сродни.

Лодочки листьев

В лужах, как в море, плывут,

Звезд дробя отраженья... (2, с. 33)

 

...Осеннюю песнь

Дождь, рыдая, выводит.

Тут не до блюза:

Листва пожелтевшая —

Землю, увы, не греет... (2, с. 57)

 

...Ночью весенней

Ветер качает нежно

Луны лепесток... (2, с. 68)

 

...Цветов аромат

Роса растворила вновь.

Ветер цветами пропах... (2,с. 70)

 

Стихи и одного, и другого сборника, несмотря на непохожесть, на разный поэтический стиль,— стихи одного поэта — Ирины Пархоменко. Поэтому мы практически не разделяли эти сборники и цитировали из них обоих по всем затронутым темам творчества поэтессы, творчества многопланового и многогранного, побуждающего читателя вновь и вновь возвращаться к нему, получая истинное удовольствие, душевную легкость и теплоту от чтения.

 

1. Пархоменко Ирина. Маски. Стихи — Изд-во ОАО «Щекинская типография», 2012.— 128 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).

2. Пархоменко Ирина. Лепестки сакуры. Стихи — Изд-во ОАО «Щекинская типография», 2012.— 168 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).

Виктор Богуславский, Тула

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2013

Выпуск: 

1