Николай СТРУНА. Стихов необоримый свет.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА, РЕЦЕНЗИИ

 Палитра современной тульской поэзии

Обзор Тульской поэзии невозможен без анализа творчества наиболее ярких ее представителей. В ряд таких замечательных поэтов прошлого века, как Николай Браун (1902—1975), Василий Галкин (1911—1982), Степан Поздняков (1913—1996), Евгений Вдовенко (1926—2003), Николай Дружинин (1924—2005), Владимир Большаков (1924—2001), Борис Голованов (1938—2011), сейчас можно уверенно поставить ныне здравствующих поэтов, таких как Виктор Пахомов, Валерий Ходулин, Валерий Савостьянов, Сергей Галкин, Владимир Родионов, Валентин Киреев, Валентин Пудовеев, Александр Новгородский.

В своем творчестве по существу каждый тульский поэт (а может, и не только тульский) вольно или невольно сравнивает себя с правофланговыми, равняется на них. И, в первую очередь, к таким правофланговым относится Виктор Пахомов.

Особое место у В. Пахомова занимает военная тематика. Читая его военные стихи, представляешь, что сам являешься непосредственным участником тех зловещих событий. Как художник слова, поэт отмечает не только хронологию событий, он умеет увидеть духовную сущность русских людей, проявивших в годы лихолетья свои лучшие черты — самоотверженность, героизм, сострадание. Вспомним, хотя бы его некоторые стихотворения из сборника «Что на роду написано»:

 

                  * * *

Нас выгнали немцы из дома

На снег, на мороз из тепла.

Овинов ржаная солома

Тогда нас, бездомных, спасла.

Когда же однажды под вечер,

Заслышав возмездья грома,

Бежала фашистская нечисть,

Сжигая в округе дома,

Вернулись мы, жалки и нищи,

Продравшись тайком

сквозь кусты.

И страждущий дым пепелища

Забил нам кричащие рты.

Мяукала кошка знакомо,

Качался обугленный вяз.

Вот все, что осталось от дома,

От детства осталось у нас.

                

                  * * *

 

У нас у всех с войною счеты.

Шел сорок первый горький год...

В разгар уборочной работы

Кружил над нами самолет.

Мы, падая в изнеможенье,

Кричали «мама!» каждый раз.

И мама от крылатой тени

Собою закрывала нас.

Он не стрелял, он развлекался —

Патроны, видимо, берег.

Но вдруг из облаков прорвался

Наш краснозвездный «ястребок».

Как мама плакала от счастья,

Сестренку и меня обняв,

Когда, рассыпавшись на части,

Стервятник вспыхнул среди трав.

Мы, подбежав, глядели немо,

И ноги налились свинцом:

Из-под разорванного шлема

Белело женское лицо.

Открытый рот, вставные зубы

И струйка пота — не слеза,

И ярко крашеные губы,

И подведенные глаза.

Испуганно шептались травы

В тени разбитого крыла...

Не верилось, чтоб эта фрау

Кому-то матерью была.

 

По праву занимает достойное место среди певцов земли тульской Валерий Ходулин. Всем своим существом он впитал традиции и славу города оружейников, самоварщиков, потомков и наследников легендарного Левши, поэтому его стихи прославляют наших тульских мастеров.

 

У мастеров — не просто мастерство.

Для них работа — счастья торжество.

И к счастью в продолжение веков

они ведут своих учеников.

 

Начиная с первых сборников стихов, вышедших в шестидесятые годы минувшего века («Гравюра», «Веснушки», «Рыжая метель») постоянной темой стихотворений В. Ходулина были труд и мастерство тульских умельцев.

В поэзии Валерия Ходулина значительное место занимает жизнеописание замечательных личностей, оставивших неизгладимый след в истории Тулы. Сильное впечатление оставляет стихотворение «Памятник», посвященный Петру I:

 

Он летит на холеном коне у Невы.

Он идет по Кронштадту

В заморском камзоле,

Но такого, как в Туле,

Не встретите вы,

Чтоб с кувалдою царь,

Чтобы руки в мозолях,

Чтобы волос,

Густой, как в июне трава,

Падал чуть не до плеч

Водопадом волнистым,

Чтобы выше локтей

У царя рукава,

Чтобы фартук прожгли

Раскаленные искры...

                                 (Валерий Ходулин «Памятник»)

 

В более поздних своих стихах с исторической достоверностью В. Ходулин писал о наладчике и кузнеце Иванове, зодчем Федосееве, «владельце поля Куликова» Степане Нечаеве, «финансисте, чиновнике, просветителе» Николае Ждановском.

А когда-то:

 

 Рачительные, крепкие хозяева,

Способные на добрые дела,

Блистали в Туле братья Ермолаевы,

Их память до сих пор не умерла.

 

Среди поэтов, посвятивших свое творчество патриотизму, и, в особенности, военной теме, следует также отметить Валерия Савостьянова. В его стихах поражает подробная проработка сюжетной линии, обнаружение неожиданных связей между различными временами и событиями. Например, неизгладимое впечатление оставляет стихотворение «Край рощи перекопан...»:

 

             * * *

 

Край рощи перекопан,

Взглянул и вздрогнул аж:

Заросшие окопы,

Заваленный блиндаж.

Давно прогнили бревна,

Давно пустует дзот,

Но ощущенье, словно

Война еще идет...

В огне не ищут броду —

И показалось вдруг,

Что поднимает роту

В атаку политрук.

И я, хоть нет патронов,—

Винтовка — со штыком,—

Бегу, бегу по склону

Вслед за политруком.

Не зяблики — осколки,

И пули свищут, но

Прочнее гимнастерки

Брони нам не дано.

И там, где гарь пожарищ,

Где мертвые тела,

В живот меня ужалит

Железная пчела.

Винтовка скользкой станет

И выпадет из рук,

Зато штыком достанет

Фашиста политрук...

...Земля, земля, землица —

Березовый озон.

Просвечивают лица

Родной нечернозем.

 

Ощущения, впечатления настолько сильно переполняют автора, что он мысленно переносится в другую эпоху — эпоху военных лет, где он всеми органами своих чувств воспринимает те далекие события.

В. Савостьянов хорошо ориентируется в современном литературном мире. Вот почему у него так много стихов с посвящениями как живущим, так и ушедшим из жизни писателям. Вообще, следует признать, что по части общения с нетульскими литераторами В. Савостьянов превзошел, пожалуй, многих своих земляков-поэтов.

Среди поэтов особое место занимает Сергей Галкин. У него богатый опыт как редакционной, так и писательской деятельности. За плечами работа в редакциях разных газет, литературные выступления по городам страны, встречи с разными людьми, поездка на строительство Байкало-Амурской магистрали. В его ранней поэзии много лирики, этакого мальчишеского ухарства. В более поздних стихах значительное место занимает осмысление окружающей действительности.

Сергей Галкин — думающий поэт. Мне кажется, что каждое его стихотворение это плод долгих раздумий о судьбах поколений, о новых веяниях в развитии общества, порою безнравственных и даже жестоких:

 

                   * * *

 

...Как странно вертится Земля —

Терпима ко всему:

К убийству,

к песне соловья,

К улыбке и вину.

Росинку пьет,

но пьет и кровь,

В цветах и пепле вся.

Я сладко спал,

а где-то кров

Обрушился, горя.

Кого-то он прикрыл собой

Надежней тяжких плит.

Не думал я,

что чья-то боль

Мне сердце прищемит,

Что чей-то крик

пройдет по мне

С макушки и до пят.

И нет огня,

а я в огне

И чем-то виноват.

Я виноват перед Землей,

Что так грешна Земля,

Что все смешалось в ней —

и боль,

И песня соловья.

 

Сложную обстановку в окружающей действительности, свои личные переживания, связанные с этим, угрюмое душевное состояние С. Галкин сравнивает с «сырой непроходящей ночью», где он пытается найти «звезды необоримый свет»:

 

                * * *

Ночь переплыть...

Кидаюсь в омут сна.

И сразу тьма.

И водоросли бреда

Сознание опутать норовят,

И давят грудь,

И щупальцами душат,

Как будто поджидали, затаясь.

Набросились со всех сторон,

Как только

Я окунулся в темень с головой.

Как переплыть?

Где нежный берег утра

С реальностью знакомых голосов,

Улыбок человеческих и смеха.

Плыву к нему,

и страшно — не доплыть.

 

                * * *

 

Ищу звезды необоримый свет

Во мгле сырой непроходящей ночи.

Ни зги не видно.

И угрюмый кочет

Не прокричал желаемый рассвет...

И зябко все!

Над речкою ветла.

Последние листы с нее кружатся,

Текут во мглу.

И в поисках тепла

Так хочется к родной душе прижаться.

 

                                    (Из сборника «Ночь переплыть»)

 

Поиск необоримого света звезды — это поиск надежды на лучшее, на то, что снова наступит утро и откроются горизонты светлой и чистой поэзии.

Своеобразный, совсем неординарный поэт Александр Новгородский. Его стихи как бы преломляются через призму мироощущения, философского осмысления окружающей реальности. Следует также отметить, что многие стихи А. Новгородского напоминают былинные песни, которые раньше исполняли барды. Именно поэтому сам автор исполняет их нараспев, подбирая к каждому тексту какую- либо незатейливую мелодию. Например, хорошо сочетаются с мелодией такие строки:

 

Все поляны в кукушкиных слезках,

Что ей разлюбезный не пророчь

В поле одинокая березка

Бесприютна день и ночь,

Бесприютна день и ночь.

У старушки ветер в кружке,

Очи — ночь средь бела дня,

Потому что, потому что

Бабку кинула родня,

Бабку кинула родня.

Ох, неужто, да неужто

В речках вспять пошла вода?

Потому что, потому что

Без руля в морях суда,

Без руля в морях суда.

Ох, неужто, да неужто

Черту в омуте труба?

Потому что, потому что

Бурей сломлена верба,

Бурей сломлена верба.

 

                             (Александр Новгородский «Потому что»)

 

Поэт из г. Узловой Владимир Родионов пишет просто, ненавязчиво. Его стихи проникнуты глубокой любовью к родному краю, к малой родине. Нельзя без щемящей грусти читать такие его строки:

 

               * * *

 

Радости в жизни немного.

Надо суметь воспринять,

Словно подарок, дорогу

К дому, где ждет тебя мать.

Ей недосуг до окошка —

Хлопотно в доме своем.

На подоконнике кошка,

Греясь, следит за дождем.

Бьет по стеклу что есть духу,

Страсти ловцу не унять:

Каплю — ползучую муху —

Хочется лапкой прижать.

Мокнут покровы, и плоть их,

Просинь приспело излить,

Верой исполнен, как подвиг,

Клин — журавлиная нить.

Не изучав геометрий,

Жизнью паденье познав,

Крылья устало над ветром

Режут границы держав.

Им ли, желанным, приснится

Радость людская по ним

В бабке с больной поясницей,

Занятой делом земным!

 

Нисколько не сомневаюсь, что большинство стихов В. Родионова идут от сердца. В краю, где «хлеб с водою — святы» и на самом деле душа поет:

 

Тревожусь в огородине,

Топчусь лесной болотиной,

Не думая о Родине —

Я переполнен Родиной.

Здесь мне грехи отпущены,

И все заклятья сняты.

Здесь правит духом — сущее,

А хлеб с водою — святы...

(Владимир Родионов «Душа поет»)

 

Валентин Киреев, лауреат всероссийской литературной премии «Левша» им. Н. С. Лескова, возглавляет Новомосковское литературное объединение. Это объединение является одним из самых многочисленных и плодотворных в Тульском крае, что можно отнести к заслугам В. Киреева. Межобластной литературно-музыкальный альманах «НЛО» представляет собой одно из самых солидных непериодических изданий в нашей области. В 2010 году ежегодник «НЛО» отметил свой десятилетний юбилей.

Несомненны творческие достижения поэта В. Киреева. Он — поэт-песенник, многие стихи которого переложены на музыку. Очень свежо, непринужденно звучат его лирические стихи о любви, о природе. Тема «лирика заключенного», я думаю, тоже сейчас актуальна и то, что эта тема заинтересовала В. Киреева, характеризует широкий диапазон его поэтического дара:

 

Вновь между нами завывает вьюга —

Закона равнодушное табу,

А мы с тобой не можем друг без друга

И не умеем изменить судьбу.

Здесь, у меня, нет даже телефона

И голос твой я слышу лишь во сне,

И с каждым утром убивает зона

Все чистое и светлое во мне.

И я шагаю в кирзачах по кругу,

За годом год — поверка да развод,

А мы с тобой не можем друг без друга

Который год уже, который год.

Пишу письмо,

                 и горечь в каждом слове,

Да жаркой кровью

                 нежность между строк,

Но ты не плачь, ты береги здоровье —

Когда-нибудь окончится мой срок.

Ворвусь к тебе, измученный и шалый,

И сброшу ненавистное тряпье,

И припаду к твоим ногам устало,

Единственное солнышко мое.

Пусть будет выть и бесноваться вьюга,

Пусть снег влетит за мной            

                 в дверной проем,

Я выдохну, — я вырвался из круга,

Я верил — мы до встречи доживем.

 

                                 (Валентин Киреев «Доживем»)

 

И все-таки большинство стихотворений В. Киреева посвящены малой Родине, своим заветным местам, с которыми связано детство.

 

Такой мне запомнилась родина:

Сиреневый куст у плетня,

В бидончике горкой смородина,

На лавке у дома родня.

И пес, головою лобастою

В колени уткнувшийся мне,

И стол с деревенскими яствами,

И снимков рядок на стене...

(Валентин Киреев «Родина»)

 

Приведу еще стихотворение, которое поражает своей теплотой, своей искренней, чистой любовью:

 

Снег на ресницах,

                 на пушистой шапочке,

Снегурочка, я даже петь готов,

Согрею я твои ладошки-лапочки,

Озябшие от зимних холодов.

Ты в этот зимний парк пришла

                 с подарками,

Своей неповторимостью маня,

Сияешь ты любви глазами яркими

И счастлив я, что это для меня.

И пусть в аллеях снег лежит сугробами,

Твое я сердце лаской растоплю,

И будем тем согреты жаром оба мы,

С которым я восторженно люблю.

Я вовсе не хочу, чтоб ты растаяла,

Исчезла легкой дымкой в вышине,

Хочу, чтоб жизнь все

                 по местам расставила,

И ты навек принадлежала мне.

(Валентин Киреев «Снегурочка»)

 

Следует отметить, что патриотизм в поэзии многих наших земляков — это не дань моде, не заигрывание в переживания читателей. Это действительно искренняя позиция авторов, выстраданная всем укладом их жизненного пути. Патриотизм находит свое отражение в различных ипостасях их творчества: здесь и военно-патриотическая тема, и лирика, и ностальгия по советскому прошлому, и песенный жанр.

В 2008 году вышел в свет сборник «Наши современники (Антология тульских поэтов)». В этой книге нашло свое отражение творчество наиболее ярких тульских поэтов. Авторы «Антологии» поместили в нее наиболее сильные свои произведения, и по ним можно судить об уровне поэзии членов писательских союзов. Тульская поэзия, представленная в «Антологии», хотя и разнообразна по тематике, но обладает определенной целостностью. Это здоровый патриотический стержень, пронизывающий все стихотворения. Представлю выдержки из некоторых из них, этакий «экспрессобзор», который передает общее впечатление о представленной в «Антологии» поэзии:

 

Увял цветок

на закате лета

И вот устало

прильнул к окну,

В немом вопросе

ища ответа,

В немом ответе

ища вину.

А я в защиту и оправданье

Веду нелепый

ненужный спор.

Увял цветок,

и его молчанье —

Красноречивый немой укор.

(Александр Вишневецкий)

 

Встану поздней порой
Средь грозы и удачи,
Посмотрю просто так
В неба пасмурный свод...
По усопшим родителям
Сердце заплачет,
И к безмолвной земле
Голова припадет.

 

              (Александр Земцов «Радуница»)

 

Вот и август — и крутится мошка,
И над гнилью тундровых болот
Золотыми огнями морошка
Над травою и мхами встает.
Под ногами качаются кочки,
Каждой кочке поклоны дарю,
И трехперстно беру огонечки,
Будто крестное знамя творю.
Сколько ягод-то, ягод-то сколько —
Запоздалый созрел урожай.

Отражает зеркальным осколком

Озерцо этот нежный пожар

 

                     (Александр Меситов «Морошка»)

                   * * *

 

Русые зори

И синие грозы,

Русские,

Вросшие в сердце березы,

Крик перепелки

И трель соловья —

Родина, родина —

Радость моя!

 

                   * * *

 

Смотрю опять в твое лицо, Россия, —

За далью даль — просторы не объять!

Чтоб все создать, сберечь места святые,

Каких сынов ты призвана рожать!

 

Века за нами, песни и свобода, —

Ничто с тобою не сравнится, Русь!

Перед величьем русского народа

Я — русский молча плачу и молюсь...

Я зоревал

У костров с косарями,

Шире шагал

Под шальными дождями.

К белому телу

Прижавши висок,

Пил я

Веселый березовый сок...

И не заметил,

Как в солнечной сини

Кровью и сердцем

Прирос я к России.

Сердце мое,

Словно розовый плод,

Силу и свет

У России берет!

( Владимир Сапронов)

 

Увалы, излоги — степная дорога.

Короткие ночи темны.

А кони несутся, как черные птицы,

И топот погони вдали.

Степная дорога — холмы и овраги.

Готовят арканы враги.

И кровь закипает, в себя принимая,

Весь жар раскаленной земли.

А кони в полете, удила все в пене,

Размокли от пота ремни.

Давай развернемся.

 

Пусть будет, что будет!

Напоим их кровью мечи.

 

                           (Евгений Трещев «Степная дорога»)

 

Утро. Лесополоса.

Соловьи не спят...             

Окати меня, роса,

С головы до пят.

Я к березке подойду,

К ней щекой прильну,

Майский воздух на меду

С жадностью вдохну.

И пойду я, как хмельной,

К дому не спеша.

И о прелести земной

Запоет душа!

 

                           (Иван Прасолов. «Наедине с весной»)

 

Горячий кадмий!

И краплак,

и стронций!

Какой могучий,

яростный закат!

А посредине

полыхает

солнце!

И брызги солнца

мир вокруг кропят.

И кажется,

над дымной пеленою,

над лентами

размеренных дорог,

над полусонной

будничной землею

еще один

художник

сердце сжег!

 

                           (Ирина Гаврилова)

 

To ли блещут зарницы

Там, где черная мгла,

То ли это жар-птицы

Расправляют крыла?

Ярко вспыхнув, сиянье

Потухает вдали,

За чертою слиянья

Неба с краем земли.

Так, по воле природы,

Что-то давнее, друг,

 

Сквозь минувшие годы

Память высветит вдруг.

 

                           (Михаил Крышко «Зарницы»)

 

Смотрю опять в твое лицо, Россия,—

За далью даль — просторы не объять!

Чтоб все создать, сберечь места святые,

Каких сынов ты призвана рожать!

Века за нами, песни и свобода,—

Ничто с тобою не сравнится, Русь!

Перед величьем русского народа

Я — русский молча плачу и молюсь...

 

                            (Николай Боев)

 

Практически все стихотворения «Антологии» по своему интересны, обладают внутренним душевным напряжением. Хотя каждое из них передает свой, определенный оттенок переживаний автора.

 

У многих тульских поэтов значительное место занимает духовная тематика. Многие поэты в буквальном смысле посвятили свою поэзию этому направлению. К таким поэтам относится, например, Серафим Лавров.

С. Лавров — человек православный, верующий. Поэтому в его творчестве все настойчивее высвечивается вера в Бога, в его предназначение на земле. Он живет с Богом в душе, с Богом в поэзии:

 

                       * * *

 

Труден путь по стезе одинокой,

Когда сбитые ноги в крови,

От тропинки — к дороге широкой,

От неверия — к Вере глубокой,

От Надежды — в объятья Любви.

 

                       * * *

 

Спасибо, Господи, Тебе

За то, что я на свет родился,

Что русский я и что крестился.

Что Ты один в моей судьбе.

 

Спасибо за Россию-мать,

Ее подъемы и паденья,

За боль, за муки, за спасенье,

За то, что с ней могу страдать.

 

Спасибо, что люблю рассвет,

Грозы целебные раскаты,

Что дети есть и есть внучата,

Что зла и зависти в них нет...

 

                           (Серафим Лавров «Спасибо, господи!»)

 

У поэтессы Татьяны Хлопковой все окружающие события преломляются через призму отношения к Богу. Наследие для нее «не от властителей земли», «не родословие семьи», а молитвы и надежды ее мамы:

 

Ее молитвы и надежды;

Луча молитвенного нить

Светила мне во тьме кромешной.

Но также тихо, как жила,

Она ушла, ее не стало.

А я уж прежней не была,

Я что-то, мучаясь, искала.

Все обесценилось, как дым.

Едва светилась жизни искра.

Была сокровищем моим

Молитвы сила материнской.

 

                           (Татьяна Хлопкова «Наследство»)

 

Впечатляет чудо, описанное Т. Хлопковой. Погибает рыбак в одинокой и утлой лодке.

Мать старушка и плачет, и молится,

Рвется к небу души ее крик:

Бог Всевышний, прости меня, грешную...

Только сына спаси и верни.

 

И в старый домик ударила молния, «и взметнулся огонь в синеву».

 

Но из мрака беды и отчаянья,

Как бесценный подарок небес,

Вдруг разбитая лодка причалила,

Сын зовет ее: мама, я здесь.

Там, в пучине его потрясения,

Он увидел единственный знак.

Указуя дорогу к спасению

Дом горящий светил как маяк.

 

                           (Татьяна Хлопкова «Маяк»)

 

Стихов на духовную тему сейчас достаточно много. Общей духовной тематикой объединены члены литературного объединения «Ковчег», да и у многих других литературных объединений духовная тема стоит на одном из ведущих мест. Однако, наряду с общей тенденцией духовного осмысления окружающей действительности, в поэзии наблюдается антитеза духовности, неприятие Бога, а подчас и надругательство над чувствами верующих. Характерен для этого отрывок из так называемой мистической драмы «Уриан» Сергея Гордеева (сборник «На крыльях «Пегаса», 2005»), который, на мой взгляд, является попыткой сатиры на библейскую тему.

В тульской поэзии как никогда остро встал вопрос о творческих преемниках поэтического наследия классиков, о становлении новой плеяды молодых поэтов. Появляются ли в наших поэтических рядах новые звездочки, а может даже и звезды, затмевающие своим светом разношерстную поэтическую палитру? Я думаю, звездочки появляются, о чем свидетельствует обилие интересных, незаурядных произведений поэтического жанра в журнале «Приокские зори».

Помимо известных и давно зарекомендовавших себя членов Союза писателей России Владимира Сапожникова, Александра Хадарцева, Константина Струкова, Николая Боева, Михаила Крышко, членов Российского союза писателей Сергея Галкина, Ирины Гавриловой, Виктории Ткач на страницах журнала печатаются менее известные поэты, такие как Борис Рубцов, Алексей Троицкий, Эдуард Мартынов, Владимир Резцов, Игорь Мельников. У этих поэтов есть свое видение мира, свое поэтическое восприятие действительности.

Как, например, рельефно, метафорично описывает город Борис Рубцов! Здесь и городская тема язв и страданий в условиях варварского капитализма и городская лирика:

 

Скелеты трасс и жилы проводов,

Эритроциты красные трамваев:

Чихают трубы — город нездоров

И площадью Восстания зевает...

Завелся в нем какой-то паразит

И гложет изнутри его здоровье,

И бледен он бетоном серых плит,

И фонари горят у изголовья...

Ему бы подогреть себе вина,

Попить антибиотиков недельку,—

Покоя не дает ему вина:

Зачем продал предместьев душегрейку?!

 

                           (Борис Рубцов «Простужен город»)

 

А строки из приведенного ниже стихотворения Алексея Троицкого действительно затрагивают какие-то глубокие нотки в душе. И написаны они достойно, четко выверенными словами, легко, без видимого напряжения:

 

Печаль не скрою! Без нее мне одиноко.

Я как отшельник меж искусственных огней...

Порою жизнь бывает так жестока,

но Рай в душе, когда я рядом с ней.

В ее глазах — пространные равнины,

чудесный вечер, радужный закат...

Она мне станет верною Мальвиной,

которой, как Пьеро, я буду рад.

Она прекрасна, словно птичьи трели,

она дурманит мозг, как метадон.

Характер, как у дикой орхидеи,

в который я без памяти влюблен.

 

                           (Алексей Троицкий «Единственной»)

 

А стихотворение «Весну подайте» Эдуарда Матрынова — свежее как ветер — импонирует своим весенним напором, звучит как гимн жизни, обновлению, свету:

 

Весну подайте, хочется весны,

Ручьев желаю слышать переливы.

Смешны они, по-детски торопливы,

Мечтами делятся, рассказывают сны...

Я с малых лет, люблю их голоса.

Они меня всегда в дорогу звали,

В те тридесятые края, миры, и дали,

Где медом пахнет поутру роса...

 

                           (Эдуард Мартынов «Весну подайте..»)

 

Теперь о светилах первой величины, поэтических звездах, способных безоговорочно войти в плеяду наших выдающихся поэтов. Считаю, что я не вправе назвать того или иного поэта новой звездой, это сделают большинство маститых писателей и благодарные читатели, которые, конечном итоге, и являются основными судьями творчества поэтов. Я думаю, не стоит спешить с восхвалением того или иного начинающего автора. Как говорится, покажет время.

А вот мэтр нашей поэзии Виктор Пахомов, не скрывает своего восхищения от произведений тульского стихотворца Алексея Гусакова (журнал «Приокские зори», №1(30), 2013г.). Конечно, встречаются в стихотворениях А. Гусакова новые словесные обороты, свежие мысли, некоторый специфичный взгляд на окружающие события и явления. Однако, безоговорочно, со всеми выводами В. Пахомова о его поэзии, я не могу согласиться.

В этом же номере журнала представлена подборка стихотворений А. Гусакова. И она начинается со стихотворения «Казюки».

Вообще, тема «казюков» не нова. Например, можно вспомнить замечательное стихотворение Валентина Пудовеева «Оружейный завод»:

 

Тула, твой казенный Оружейный

Первый на Руси большой завод,

Вырос вдруг из кузницы келейной

И набрал высокий оборот.

Все свое: металл, станки и привод,

Да уменье деловой руки,

И плодились мастера на вывод

Под завидным званьем — казюки.

 

Или можно напомнить четверостишие из известного стихотворения Виктора Пахомова «Юбилейное»:

 

...И в Туле шутят остряки,

Коль в чистом небе гром грохочет:

Знай, это кто-то чаю хочет.

И сахар колют казюки!

 

В нашей поэзии, даже без использования слова «казюки», очень много написано о Тульских оружейниках. Большое внимание нашим оружейникам уделяет Валерий Ходулин. Его даже можно назвать «певцом тульских оружейников». Уроженец семьи потомственных мастеров, В. Ходулин всем существом впитал традиции и славу города оружейников, самоварщиков, потомков и наследников легендарного Левши. Венцом поэзии Ходулина о тульских оружейниках можно считать его сборник стихов «Гравюра», где он прославляет труд и мастерство людей оружейного дела.

Читаем теперь стихотворение Алексея Гусакова «Казюки».

 

Без оглушительных прелюдий,

Как наложилось — так пою:

Мой город жив, покуда люди,

В него вливают кровь свою.

 

Шутки ради, я бы это четверостишие отнес к проблеме донорства, которая сейчас осложнилась тем, что за сдачу крови донорам платить или вовсе перестали, или в разы уменьшили, хотя, на мой взгляд, это несправедливо.

«Как наложилось — так пою», — с эти тезисом я абсолютно не согласен. Если ему следовать, не обязательно работать над стихом, совершенствовать форму и содержание, а просто сочинять по настроению, «как наложилось»...

 

Пока мир бряцает оружьем,

Деля порфиры и венцы —

Визжат в горячем многостружье

И состригаются резцы.

 

Честно сказать, я не все понял из этого отрывка. Какая связь между бряцанием оружья и визжанием резцов? Термин «горячее многостружье» относится к механической обработке металлов или еще к какой области? И почему резцы «состригаются»?

Последующие четверостишия я пропускаю без комментариев, хотя к ним тоже остаются некоторые вопросы... А далее читаю:

 

Одна выходит на злосчастье,

Последним воином, земля.

Мой город взял ее запястье

И обернулся, как темляк.

 

Почему на «злосчастье» земля выходит «последним воином»? И разве «выходить на злосчастье» требует творительного падежа? И вообще, на мой взгляд, такая форма построения предложения не совсем удачная. Теперь — второе предложение. Город взял запястье земли и обернулся... Город, что ли, обернулся? Каким образом? Как можно город сравнивать с темляком? Абракадабра какая-то.

И последнее в этом стихотворении четверостишие:

 

Легко ль тебе, певец досужий,

Смотреть на свет из-под руки?

Там, самым главным из оружий,

Идут на смену казюки.

 

И опять возникают вопросы. На какой свет «из-под руки» должен смотреть «певец досужий»? И почему он досужий? Ведь досужий означает «свободный от дела, праздный», короче говоря — бездельник.

И наконец, я начинаю догадываться, что казюки, идущие на смену, — это самое главное из оружий. Каких оружий или оружия? Не того ли оружия, каким бряцает весь мир?

В другом стихотворении А. Гусакова «Дед»

 

танки шли, огнем плюясь,

вода в ложбинах тлела,

железо ввинчивалось в грязь,

выщупывая тело.

Я понимаю, что глагол «плюясь» больше всего рифмуется со словом «грязь», но ассоциация от слова «плюясь», на мой взгляд далека от обстановки военного боя. От плевков люди не погибают.

И потом... Как это «железо ввинчивалось в грязь»? По какой резьбе — правоходовой или левоходовой? И какое тело могло «выщупывать» железо? Абсолютно непонятно, даже если подразумевать использование аллегорий. Существует глагол «выщипывать» (например, выщипывать курицу), также глагол «ощупывать». Но глагол «выщупывать» я что-то не припомню, тем более «выщупывать тело». Может быть, это есть очередное «открытие» автора?

Наверно много можно говорить о находках автора, его «открытиях». Но также можно говорить о его жонглировании словами, о явных шероховатостях, заметных невооруженным взглядом. Поэзии А. Гусакова можно посвятить отдельную дискуссию, в которой могут принять участие и другие поэты и писатели. А заодно затронуть в ней вопрос о соотношении в поэзии сложного и простого, в хорошем понимании этого слова.

Однако, признавая в целом положительную, плодотворную сущность тульской поэзии, следует отметить большое количество серых, бездарных стихотворений наших авторов. Вероятно, на творчество многих поэтов оказывает влияние социальная среда, современные рыночные отношения, сложившиеся в обществе. И в этих отношениях стали цениться такие черты современного человека, как прагматизм, рационализм, бездуховность.

И снова хочется вернуться к вопросу о качестве произведений наших многочисленных литераторов, которыми заполнены не только их авторские сборники, но и коллективные сборники тульских писателей. Чтобы не быть голословным, процитирую некоторые стихотворения:

 

Повсюду пробки из машин,

А мы спешим, чего-то добывая,

Ползем до призрачных вершин,

От суеты безмерно уставая.

Я знаю лес и озеро внутри,

Бывает, любоваться приезжаю:

Туман шевелится вдали

И образы поэту навевает...

 

                           (Игорь Боронин «Туманалия»)

 

Ты опять ушел с Еленой,

Я с Вадимом у костра

В этот вечер незабвенный

Засиделись до утра.

Не такой он принц, твой Мишка,

Говорит Вадимка-свет.

Ты пойми меня, глупышка,

Что в Елене толку нет.

Все мечты его растают,

И тогда, дружок, «привет»!

Ленку деньги только манят,

А у Мишки денег нет,

Ну, давай мы сходим к речке,

Посидим на берегу.

Успокой свое сердечко,

Я читать стихи могу.

...Вечер тихий и спокойный,

Над рекой туман бежит.

У Вадима взгляд влюбленный,

Что-то личное таит.

 

                           (Тамара Дик « Старый друг»)

 

Все чаще в роли зрителя;

Антре попсово-грустно...

Пиши привет родителям —

Как там прижились чувства?

Шарахаются новости

От хроник криминальных;

Кто первым скажет доблестно,

Что их лелеем сами?

 

                          (Виктор Фролов)

 

Невооруженным взглядом видно, что приведенные стихи либо слишком наивны, либо отражают какие-то молодежные «разборки», либо запутывают читателя своими «попсово-грустными» впечатлениями. Приведу еще несколько четверостиший из тех, над которыми, на мой взгляд, авторам следовало бы более тщательно поработать. Пусть эти строчки оценит непредвзятый читатель:

 

С тобою мне одни лишь стрессы,

Медузная моя душа.

А я ведь значусь поэтессой,

Сонет держу в руках, дрожа.

(Зинаида Выводовская)

 

Я ревную тебя к цветам,

Что прилипли к твоей руке.

Я ревную тебя к словам,

Что живут на твоем языке.

 

                  * * *

 

Но королеве не пристало

Платить изменой королю.

Я, королевой если б стала,

Любила б вечно и люблю,

Люблю тебя, как короля.

Корона только где моя?

 

                           (Алла Куликова)

 

В дальних окнах горячие свечи

Душат ржавую бронзу заката.

Раздаются тоскливые речи,

Улетая сквозь щели куда-то.

 

 

Закрой глаза, и ты увидишь вечность,

Не вспоминай, не думай обо мне.

Я только сон, мгновения беспечность,

Мелькнувшая в небесной глубине.

 

                           (Ирина Сергеева)

 

Не боюсь я красавицу-смерть!

Мне знакома ее круговерть.

Вновь на землю отправит меня

Среди самого светлого дня.

 

                          (Валерий Власов)

 

Хочу сказать, что многие из приведенных четверостиший легче и понятнее было бы изложить в прозе, тогда хотя бы было ясно, что этими строчками хотел сказать автор. А некоторые такие произведения настолько прозаичны, темы их настолько традиционны, что на этом поэтическом поле сеять что-либо разумное, доброе, вечное можно только, тщательно выверяя полет своего поэтического вдохновения и форму изложения.

Я приводил отрывки или полные стихотворения из сборника «На крыльях «Пегаса», 2011», издания литературного объединения «Пегас». Аналогичное можно встретить в сборниках других литературных объединений.

Хочу еще привести несколько стихотворений, читая которые хочется сказать: «Поэт! Отходи от мелкотемья дней текущих, берись за темы вечные, от того не менее важные для тех же дней текущих...»

 

Дело было давным-давно,

Однажды, проснувшись с рассветом

Отворил человек окно

И вздохнул, подумав при этом:

«Вот опять новый день пришел,

Список дел все длинней и длинней.

Ах, как было спать хорошо!

Жизнь — как поезд, поспеть бы за ней.

Может мне поболеть слегка?

Вот тогда отдохнул бы я вволю,

Отлежал на диване бока,

Но не стал бы ругать свою долю.

Может отпуск взять за свой счет

И уехать в дальние страны?

Пусть зарплату жена подождет,

А себе на гудеж я достану!..»

 

                           (Изольда Агибалова «Ленивое утро»)

 

Радует и манит с юных лет

Мир прикосновений, тайн, соблазнов.

Только вот в тумане сигарет

Мысль порой бывает несуразной.

Настежь отворив души врата,

Можешь статься жертвой тяжкой ноши.

Вспомни про распятого Христа,

В памяти слегка Он припорошен.

Выйди с упоением к мечте

Без уподобленья в жизни птице,

Что сидит голодной на шесте,

Потому что пугала боится.

 

                           (Николай Кашин «Мир прикосновений»)

 

На это стихотворение я также отвечаю четверостишиями:

 

Манит с юных лет

                 мир соблазнов, искушений,

Да и взрослых манит

                 мир прикосновений.

Только сигаретный ядовитый дым

Может привести вас

                 до большой беды.

И поэтому курить

                 решительно бросайте!

Но врата души, друг мой,

                 не отворяйте!

Ведь от дыма гибельного

                 ваших сигарет

Только несуразица и прочий бред.

И не надо всуе вспоминать Христа,

И порошу с вашей памяти смахните.

Птицу же скорей

                 снимите с голого шеста,

И своею стихотворной крошкой

                                 накормите.

 

А вот стихотворение Елены Грислис из ее сборника «Волокна нервные дрожат»:

 

По надобе тебя,

По надобе меня,

По надобе мы вместе.

Лет через десять взвесьте:

Есть надоба тебя —

Нужна была меня?

По надобе мы вместе?

Лет через двадцать взвесьте...

 

Думает, думает поэт: как сделать, чтобы твои стихи ложились на душу читателя!

Но, в конечном итоге, за свои авторские сборники отвечают сами авторы и единственными судьями здесь являются читатели. Но вот, если такие стихи попадают в коллективные сборники тульских поэтов, то кроме самих авторов ответственность за качество стихосложения несут составители сборников и, конечно, руководители тех литературных объединений, в которых состоят эти авторы. Ведь не исключено, что эти сборники читают не только жители Тулы и области, но и литераторы других регионов страны. И по этим сборникам будут судить об уровне в целом поэзии наших земляков. Вот почему ведущее наше издание «Приокские зори» так тщательно отбирает авторов-поэтов.

Однако, не только литераторы — члены литературных объединений, но и их руководители не следят за произведениями своих воспитанников, в нужной степени не отслеживают качество стихотворений, отобранных для коллективных сборников. Поэтому в тульские сборники подчас попадают произведения не самой высокой пробы. Отсутствует объективная конкурсная система отбора произведений, нет надлежащей работы над отобранными в сборники стихотворениями, отсутствует помощь в этой работе со стороны руководителей литобъединений.

А иногда сами руководители грешат ляпами в своем творчестве. Приведу одно стихотворение известного литератора, члена Союза писателей России, хорошо известного в литературных кругах Тулы.

 

Мы идем с тобой по травам,

Месяц улыбается,

На плече твоем на правом

Мой пиджак болтается.

Нам легко. Знобит прохлада,

Не унять любовный пыл,—

Поцелуй тому награда,

Кто сильнее полюбил.

Как же мы с тобой поступим? —

Целоваться хочется...

Мы друг другу не уступим,

Пока ночь не кончится.

 

Интересно, какого года это стихотворение? Мне кажется, написано оно лет 50 — 60 назад, но это не снижает «актуальности» темы.

Таким образом, чтобы не засорять наши поэтические сборники таким многоликим квазипоэтическим суррогатом, руководителям наших объединений следует строже относиться к качеству стихосложения, заставлять многократно исправлять, переделывать, а то и просто исключать такие произведения из сборников. Ведь эти сборники — лицо нашей тульской поэзии.

Мы живем в нелегкое время перемен, реформ, «перезагрузки». Перемены эти происходят везде — в политике, в экономике, а главное в очень тонкой сфере — в литературе и искусстве. Культ денег, культ наживы стал проникать в сознание читателей и в особенности — в сознание молодежи. В средствах информации происходит массированная психологическая обработка, в основе которой — смакование сценами насилия и жестокости.

В литературе нашли свое отражение те же самые процессы, которые охватывают промышленность и торговлю. Более жизнеспособными становятся коммерческие проекты, рассчитанные на среднестатистического читателя, который газету просматривает по диагонали, обращая внимании исключительно на жареные факты и желтую прессу. Литература стала подстраиваться под такого читателя, она становится потребительской. В последнее время литература, в том числе и поэзия, стала терять свое лицо, она девальвирует, освобождая место низкопробным произведениям ширпотребовских жанров. Как говорится, имея деньги или богатых спонсоров, можно издать практически все что угодно и с хорошими тиражами.

Читательский интерес к серьезной поэзии заметно поубавился. Именно поэтому серьезные произведения тульских писателей, многие из которых входят в союзы писателей России или в литературные объединения, издаются, к сожалению, малыми тиражами и чаще всего на средства самих авторов. Например, в прошлом 2012 году так и не был издан сборник произведений тульских писателей «Иван-озеро», а ежегодник «День тульской поэзии», выпускаемый на средства авторов, издается небольшими тиражами 200 — 250 экз, что, естественно, недостаточно для большой аудитории тульских читателей. Следует отметить, что в издательстве («Гриф и К»), где были изданы эти сборники, самые различные произведения московских авторов или авторов других областей, не имеющих каких-либо финансовых затруднений, выходили в десятки и сотни раз бóльшими тиражами. Во все эти процессы вмешивается, к сожалению, ее величество «коммерция».

Тульская поэзия, как и вся Российская литература, испытывает большие трудности. Сейчас не самое лучшее время для поэзии. Из-за больших стремительных перемен в политике и экономике пошатнулись моральные устои в обществе. Произошла переоценка ценностей не в пользу классическим, традиционным направлениям в духовной жизни. Читателям, в особенности молодым, трудно сориентироваться в потоке информации, поступающей из различных средств СМИ. В такое сложное время Тульская поэзия, несмотря на все ее недостатки, должна стать оплотом духовного возрождения. А для этого любыми способами она обязана завоевывать все бóльшую аудиторию читателей, прививать у них любовь к нашим русским традициям, к нашим духовным истокам. Ведь впереди нас ждет «звезды необоримый свет», светящийся гранями палитры Тульской поэзии.

 

...Автор выражает глубокую благодарность редакции журнала «Приокские зори», выразившей желание напечатать столь пространный очерк.

 

Николай Струна (г. Тула)

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2013

Выпуск: 

3