Александр ХАДАРЦЕВ. Personalia.
ТОСТ
Поредели волосы,
побелели бороды,
поистерлась кожистость
черных пиджаков.
Но своими мыслями
мы, как прежде, молоды
и, как прежде, тянемся
к искренности слов.
Где-то в прошлом гульбища
в девочках и дамочках,
пьянки до беспульсия,
ресторанный гам.
В траурных каемочках —
много наших в рамочках
удалились в вечности
всеприимный храм.
Только обучаемость
с возрастом снижается,
марши похоронные
нас не устрашат!
Потому, как в юности,
кое-кто влюбляется.
Позабыв про семьдесят,
как про шестьдесят!
До войны рожденные,
и в войну зачатые,
возрастом равняемся,
но — на молодых!
Вспоминаем армию,
как шаги печатали,
в сапогах кирзовейших,
на плацах пустых.
Танцплощадки круглые,
в горсадах из прошлого.
Это — не теперешний
сполох дискотек!
И, пускай не видится
ничего хорошего,
мы всегда уверены
в бесконечье рек.
Первый тост — за будущность!
Тост второй — за здравие!
Третий тост — за молодость
и прекрасных дам!
За друзей доверие!
За простое правило:
где в тебе нуждаются,
быть, конечно, там!
Шмаракова Левушку
поздравляем с праздником!
Юбилеев будущих
станет долгим счет!
И в делах и в помыслах
мы такие разные!
Но единство в действиях
пусть ведет вперед!
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЛЮБВИ
Болезнь — не дефицит здоровья,
а недостаточность любви,
которую у изголовья
один оставшись — не лови!
Нахлынет боль волной цунами,
слизнув заботы естества,
разрушит все, что между нами,
и будет, видимо, права.
Она впивается в живое,
терзает в клочья белый свет,
предвосхищая ночь покоя,
ту, за которой слово: «Нет!»
Вкусив отраву лицемерья,
съев безразличия плоды,
вступаем в полосу безверья
и ожидания беды.
Но грешникам — одна награда:
не слышать хора алиллуй.
Сильней лекарства нам не надо,
чем жарко-нежный поцелуй!
Презрев опасность малокровья —
врача на помощь не зови!
Болезнь — не дефицит здоровья,
а недостаточность любви!
БЛАГОДАРЕН ТЕБЕ
Благодарен тебе за дожди и туман!
И за горечь осенних дымов благодарен!
И за то, что, когда был от нежности пьян —
падал в тело твое, откровенно нахален!
Благодарен тебе за хрустящий снежок,
припорошивший прошлых ночей неизбывность!
За последний в хрустящую снежность прыжок
и за ищущих глаз показную наивность!
Благодарен тебе за журчанье ручьев!
За расквашенный снег на весенней дороге!
За грачиный в апрельскую будущность зов!
За мимозную желтость цветка-недотроги!
Благодарен тебе за кипенье жары!
И за знойность дыханья песчаной пустыни!
И за близкую дальность зеленой горы!
И за то, что меж нами живет и не стынет!
И дожди, и туман, и хрустящий снежок,
и журчанье ручьев, и жары закипанье —
это просто немеренной нежности срок
в ожиданье судьбы исполненья желанья.
ПРО «ЕЩЕ» И «УЖЕ»
Про «еще» и «уже» — понаписано много,
Только думаю, как ни крути,
что еще — не закончена наша дорога,
что уже — середина пути!
Есть четыре отрезка по жизни астральной,
в каждом — есть и вопрос, и ответ.
Называется первый период — нормально,
в ожидании дел: «Еще нет!»
Нет ни горя, ни славы, ни низкой зарплаты,
ни предательства бывших друзей...
И еще не проставлены круглые даты,
потому что далек юбилей.
У второго периода — имя простое,
словно «родина», «хлеб» и «вода».
Это — время отсутствия в жизни покоя,
а названье ему — «Уже — да!»
Есть любимые девушки, крепкие руки,
есть работы любимой размах!
Ты уже различаешь волшебные звуки,
видишь скрытую тайну в глазах.
Ты уже познакомился с сексом и модой,
знаешь дружбы надежной плечо,
упиваешься ярко-желанной свободой,
светишь людям, сгорая свечой...
Ну, а третий период — приходит на взлете,
неизбежно, как дней череда,
где по-прежнему ты — в каждодневной работе.
И названье ему — «Еще да!»
Есть еще те, кто любит, но стало их мало,
пусть еще не погашен задор.
Пресыщения жизнью еще не настало,
и не слышен от женщин укор...
Но в четвертый период — не стоит ломиться —
под названьем тупым: «Уже — нет!»
Нет ни стойкости в членах, и ночью не спится,
есть — протертость еды на обед...
Так что третий период — пусть будет подольше!
Пусть мерцает надежды звезда!
Нам — не много, не мало, но только — побольше!
И пускай говорят: «Еще да!»
ОПЯТЬ МЕТЕЛИ И ДОЖДИ
Ты говоришь: «Опять метель!»
Я говорю: «Опять дожди!»
Сугробов снежную постель
ты расстилаешь впереди.
Дождем стекаются снега,
вливаясь в океан обид.
Ты мне, как прежде, дорога,
костровый жар — ветрами взбит.
Не стоит яростно в покой
бросаться жизненным комком!
Другая — ты! И я — другой!
А, значит, снова мы — вдвоем.
И, пусть опять метель метет!
И, пусть дожди вовсю стучат!
В неясность — прошлое ведет.
Но это — лучше, чем назад!
ТЕКУЩЕЕ ВРЕМЯ
А время вытекает через кран:
из ниоткуда... в никуда... и дальше.
В таком теченье нет ни капли фальши:
то кровь бурлит на днищах новых ран.
Вода струится по стеклу судьбы
потоком необъятного покоя,
но мы не знаем, что это такое,
привыкнув к звукам маршевой трубы.
Как у Дали, висит в пространстве сон,
в котором все настолько ирреально,
насколько скрипка мечется печально,
страдая с человеком в унисон.
Так утекает время на разлив:
с журчанием, бесследно, невозвратно,
на желтом солнце лихорадя пятна,
готовящие нам вселенский взрыв.
ЖЕНЩИНЫ И ВРЕМЯ
Духов заморских тень и сладость пудры —
подчеркивали свежий запах тела...
Премудрости далекой Кама-сутры
познать однажды женщина всхотела...
Что отраженье жизни может дать ей?
Из шепота — косынку надевая,
из нежных слов — ласкающее платье,
она стоит у зеркала нагая...
«Что время? Это вечный разрушитель
всего, что на земле живет и тлеет.
Но это самый главный разрешитель
поступкам, от которых сердце млеет.
Вон там морщинка — след ошибок прошлых...
А здесь чуть-чуть полнее, чем хотелось...
Но впрочем — больше качеств есть хороших,
на то она и женственность и зрелость...»
Отметив плюсы, минусы отбросив,
известные самой — не отраженью,
задав себе бесчисленность вопросов,
сама себе находит возраженья...
Уверена — все то же повторится,
и никакой не будет Кама-сутры...
Ни оценить, ни запросто влюбиться
никто не сможет, а наступит — утро...
Но терпких губ пылающая нежность
пульсирует неутоленной жаждой,
желания несбывшегося грешность
быть может и не повторится дважды...
Так где же вы, мужчины из мечтаний,
погрязшие в делах своих постылых?
Поверьте, что в неслышности рыданий —
лишь гордость и укоры наших милых.
Любите их: от сонности — до стона!
Не торопитесь вставить ногу в стремя!
В поспешности исканий — нет резона.
Любите женщин! И отступит время!
КОНЦЕРТ ГЕРГИЕВА В ЦХИНВАЛЕ
С экрана горько плачет осетинка,
не пряча вмиг полученных седин.
В Цхинвале выступает Мариинка,
а значит,— завтра есть у осетин!
Убитые из-под земли восстали
мерцанием оплавленных свечей.
На площади в растерзанном Цхинвале
звучит бессмертной музыки ручей.
Она была понятной, откровенной —
для всех, кто слышать это чудо мог!
Им думалось о самом сокровенном!
С небес сошел непобедимый Бог!
Там Гергиев в величии печали
руками — звуки в гимны собирал.
Хребты домов, руины школ — молчали...
Был город, как один концертный зал!
Пока в сердцах есть ноты состраданья,
вольнолюбивый не сломить народ!
Цхинвал, как город, стерт до основанья!
Цхинвал людей — по прежнему живет!
Александр Хадарцев (г. Тула)