Марина КУЗИНА. Тульский областной художественный музей отмечает два юбилея.
КРАЕВЕДЕНИЕ. К ЮБИЛЕЮ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ. Кузина Марина Николаевна, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников. Работает в музее с 1965 года. С 1991 года по 2013 год возглавляла объединение «Тульский музей изобразительных искусств». Автор альбомов «Тульский музей изобразительных искусств», «П. Н. Крылов», «Тульские художники», «Тульский музей изобразительных искусств. Народное и декоративно-прикладное искусство», множества каталогов и буклетов к выставкам, статей.
Тульскому художественному музею, основанному в 1919 году, исполнилось 95 лет. Его собрание насчитывает свыше 23 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства. История формирования коллекции началась задолго до 1919 г. В 1884 году при тульской епархии был образован музейный фонд, получивший название Древлехранилища. В 1902 году оно было переименовано в Палату древностей. Согласно Положению о Палате, ее основная задача была «приобретать, хранить и научно описывать историко-археологические памятники, преимущественно Тульского края (...) Памятники, имеющие место в Палате древностей, поступают из приходских и прочих храмов Тульской епархии, от разных учреждений и частных лиц, или как пожертвования, или, по мере возможности, посредством покупки». На все поступающие произведения ежегодно составлялись каталог и научное описание. Некоторые экспонаты репродуцировались в специальных сборниках под названием «Тульская старина», издававшихся с 1899 по 1911 год. Палата древностей и соединенный с нею Естественноисторический музей были открыты для посетителей по праздничным и выходным дням. Положение гласит, что «... предметы историко-археологические и естественнонаучные делаются доступными для наблюдения их посетителями Палаты и музея. А при таком назначении своем Палата древностей и музей должны иметь характер учреждений не только образовательных, но и общевоспитательных (патриотических)».
По мере роста коллекции небольшое помещение Палаты, расположенное на Архиерейском дворе (ныне улица Садовая, 1), становится тесным и неудобным. В 1908 году Городская дума постановила построить новый музей, выделив ему место на территории Тульского кремля: «Сословия Тульской губернии выразили свое желание создать в память грядущим поколениям свой посильный благодарственный памятник, построив в Туле музей, посвященный изучению старины и естественноисторического развития Тульского края». С этой целью в городе был создан специальный строительный комитет, возглавляемый хранителем и управляющим Палатой Н. Троицким, куда входили представители тульского дворянства, любители искусства — граф Ю. Олсуфьев, Н. Лихачев, А. Арсеньев, Д. Хомяков и другие. Разработка проекта музея была поручена художнику и архитектору Д. Стеллецкому, который со всей серьезностью отнесся к поставленной перед ним задаче. Новое здание на территории кремля должно было не только отвечать музейным требованиям, но и не нарушать единства сложившегося ансамбля. Судя по эскизу, находящемуся в Тульском архиве, в проекте, несомненно, сказалось влияние древнерусской архитектуры, изучением которой долгое время занимался Стеллецкий. К сожалению, строительство музея так и не было осуществлено из-за начавшейся первой мировой войны и недостатка денежных средств.
На протяжении 1910—1930-х годов собрание постоянно пополнялось. В 1912 году в Палату древностей поступила переданная Академией художеств коллекция Художественно-промышленного музея, существовавшего в Туле при Художественных учебно-ремесленных мастерских. В ней были работы Л. Лагорио, А. Рылова, А. Попова и многие другие ценные произведения живописи и графики.
В 1918 году при Тульском отделе народного образования была создана комиссия по сбору и учету художественных ценностей Тульского края, в которую вошли местные художники П. Покаржевский и Г. Шегаль. Национализированные произведения искусства из дворянских поместий Тульской губернии (Бобринских, Олсуфьевых, Гагариных, Оболенских, Урусовых и других) вместе с фондом Палаты древностей составили коллекцию художественно-исторического музея, открытого в 1919 году. В 1927 году он был переименован в краеведческий, так как в его состав вошел и отдел краеведения. В 1920-е годы в собрание влилась коллекция Музея живописной культуры, созданного в Туле при Художественно-промышленном техникуме. В основном она состояла из работ советских художников — А. Куприна, А. Осмеркина, П. Кончаловского, Р. Фалька, В. Рождественского, Н. Гончаровой и других. Часть экспонатов была передана в Тулу Государственным музейным фондом, Государственной Третьяковской галереей. Таким образом, фонд художественного отдела краеведческого музея в 1930-е годы был уже довольно обширен. Согласно постановлению Совнаркома РСФСР от 16 июня 1939 года он был выделен в самостоятельный областной художественный музей.
Музею довелось пережить эвакуацию в Сибирь в годы Великой Отечественной войны и возвращение в родной город. Лишь в 1964 году было построено новое здание музея по проекту тульского архитектора Павла Михайловича Зайцева (1927—2005). В этом году мы отмечаем 50-летний юбилей нашего замечательного здания, в котором не только хранятся, но и экспонируются уникальные произведения искусства.
Несмотря на все трудности, неизменной оставалась главная задача сотрудников музея — хранить и пополнять коллекцию. Из частных собраний Москвы, Ленинграда, Тулы были приобретены многие работы русских и западноевропейских художников. Большая заслуга в комплектовании фонда музея принадлежит народному художнику СССР П. Н. Крылову, уроженцу Тулы. Своим землякам он преподнес в дар многие собственные работы, а также ряд прекрасных произведений русских и зарубежных мастеров. Коллекцию пополняют и дары от частных лиц. Среди них такие работы, как «Портрет Слюсаревой» Н. Ге, поступивший от Е. Карской (Ленинград) в 1977 году. В том же году музей получил в наследство коллекцию Е. Гречениной (Москва) — около восьмидесяти произведений, преимущественно западноевропейского искусства. Так сложилось своеобразное, неповторимое собрание Тульского музея, насчитывающее более двадцати тысяч произведений русского, советского и западноевропейского искусства.
Отдел западноевропейского искусства составляют в основном произведения мастеров Италии, Голландии, Фландрии, Франции, Германии. Эта часть коллекции относительно невелика и, разумеется, не может дать полного представления о развитии искусства названных стран. Но достоинство тульского собрания состоит в том, что только здесь можно познакомиться с работами ряда художников, чье творчество в нашей стране представлено либо крайне скупо, либо не представлено вообще (Леандро Бассано, Орацио Саммаккини, Лука Джордано, Доменико Фетти, Клас Моленар и другие).
Пожалуй, самый значительный раздел экспозиции зарубежного искусства составляют работы художников Италии XVI—XVIII веков. Привлекает внимание «Портрет кардинала» работы неизвестного художника конца XVI века. На холсте надпись: «Лоренцо Приули, кардинал, избран в 1591 году, умер в 1600». На небольшом по размеру полотне, выполненном в сдержанной красновато-коричневой гамме, изображен человек с характером сильным и волевым.
Интересна история картины «Благовещение». Она поступила в Тулу в 1970 году из Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева в Москве и вплоть до 1978 года считалась работой неизвестного итальянского художника конца XVI века. Искусствоведу В. Марковой удалось установить имя автора данного полотна — Орацио Саммаккини (1532—1577). Это крупный художник-маньерист из Болоньи, творчество которого было практически неизвестно в нашей стране. Атрибуцию полотна «Благовещение» Маркова убедительно доказала на основе изучения наследия Саммаккини, поисков в его творчестве произведений, аналогичных по сюжетам, характеру образов и художественным приемам. Таким образом, «Благовещение» — единственное в нашей стране полотно кисти Саммаккини — заняло в экспозиции искусства Италии XVI века достойное место.
В музее хранятся работы венецианского художника конца XVI — начала XVII века Леандро Бассано, одного из сыновей известного мастера Якопо де Понте Бассано. В своих произведениях художники семьи Бассано запечатлели жизнь крестьян венецианских провинций. Кисти Леандро принадлежит цикл картин под общим названием «Двенадцать месяцев», созданный в восьмидесятые годы XVI века. В музее находятся авторские повторения всех двенадцати картин, вероятно, выполненные в мастерской художника в конце XVI — начале XVII века. Произведения поступили из бывшего имения графов Бобринских в городе Богородицке. Это единственная полная серия, так как не все работы из первоначального варианта цикла сохранились до наших дней. Часть из них находится в Венском художественно-историческом музее, часть — в собрании Национальной галереи в Праге. На каждом полотне Бассано мы видим аллегорические изображения месяцев, трактованные как сцены сельской жизни: крестьяне собирают урожай, готовятся к праздникам, свадьбам, карнавалам. Знаки зодиака символизируют тот или иной месяц года. Все двенадцать полотен одинаковы по размеру. Тема времен года была достаточно распространена в искусстве разных стран. Картины Леандро Бассано копировались и другими мастерами. Известны маленькие фламандские повторения цикла Бассано, находящиеся в замке Глубока (Южная Чехия), принадлежавшем роду Шварценбергов.
Среди работ художников Италии XVII века выделяются произведения Луки Джордано и Доменико Фетти. Творчество Луки Джордано связано с развитием в итальянском искусстве стиля барокко. Ученик испанского живописца Хусепе Риберы, Джордано известен как автор фресок, религиозных и исторических полотен. Сюжет его картины «Антиох и Стратоника» заимствован из греческой истории. Сын сирийского царя Селевка, влюбившись в свою молодую мачеху Стратонику, опасно заболел; придворный врач сообщает причину болезни царю и придворным. Многофигурная композиция поражает яркостью колорита, виртуозным и темпераментным исполнением, экспрессивностью. Эффектные позы, выразительные жесты, открытая патетика чувств, цветовые контрасты — все создает впечатление театральности. Сюжет произведения «Тарквиний и Лукреция» привлек внимание художника своим драматизмом. И здесь проявилась любовь Луки Джордано к эффектным художественным приемам, что в полной мере соответствовало эстетике стиля барокко. О разнообразии направлений в искусстве Италии первой четверти XVII века свидетельствует произведение Доменико Фетти «Адам и Ева» (авторское повторение). Библейский сюжет, трактованный в идиллическом духе, разворачивается на фоне патриархального быта. Ева, как простая крестьянка, прядет пряжу в окружении своих сыновей, Адам пашет землю. Доменико Фетти наполняет сцену тишиной и покоем, окрашивает лирическим чувством.
Коллекция работ голландских мастеров XVII века — «малых голландцев» — в музее весьма примечательна. Эти камерные полотна привлекают простотой бесхитростных мотивов, искренностью и теплотой. Характерно произведение Класа Моленара «Катание на льду» (1665). Доброжелательно, с юмором рассказывает художник о заботах и забавах жителей небольшого северного селения. Мягкий рассеянный свет, голубовато-серебристый колорит способствуют точной передаче воздушной среды — легкой дымки, в которую словно погружены дома, деревья, люди.
Творческую манеру Якоба Дюка отличает стремление к иллюзорности, точной передаче форм предметов, занимательности повествования. Изображая пирушку дам и офицеров в картине «Веселящаяся компания», художник необычайно внимателен к каждому лицу, костюму, интерьеру.
Широкое распространение в голландском искусстве XVII века получил натюрморт. В музее представлены типичные произведения этого жанра с изображением фруктов, цветов, битой дичи. Неизвестный автор холста «Цветы в стакане» любуется нежными лепестками, их удивительной формой, изысканной окраской. Тонкостью колорита восхищает большой натюрморт Яна ван Хейсума. В превосходном полотне Яна Вонка «Битая птица» ощущается материальность, весомость предметов.
Некоторые художники Голландии XVII века вошли в историю искусства как «итальянисты» — это Клас Берхем (в музее имеется его работа «Стадо на водопое») и Филипс Воуверман («Путники в дороге»). Их вдохновляли пышная природа солнечной Италии, идиллические пасторальные сюжеты. В музее хранится и полотно Говерта Флинка, одного из учеников Рембрандта,— «Вирсавия», поступившее в музей от Е. Гречениной в 1977 году. Следует отметить в разделе голландского искусства и «Портрет курфюрста Бранденбургского» (1666) работы известного портретиста Питера Насона.
Искусство Фландрии XVII века представлено в музее лишь несколькими именами: Франс Франкен II, Даниэль Сегерс, Корнелис Гейсманс, Давид Тенирс Младший, неизвестный художник школы Франса Снейдерса. Ученик Рубенса, Франс Франкен II известен произведениями на мифологические сюжеты. В картине «Шествие Вакха» художник изображает сцену пышного празднества, устроенного в честь бога вина. Многофигурная композиция несколько измельчена, художник лишь внешне следует традициям своего знаменитого учителя.
Пейзаж не получил во Фландрии такого широкого распространения, как в Голландии. Фламандские пейзажи — это чаще всего крупноформатные эффектные полотна, как, например, холст Корнелиса Гейсманса «Возвращение Иакова». Пышностью, монументальностью, декоративностью отличаются представленные в музее фламандские натюрморты («Убитая дичь» художника школы Снейдерса). Но наряду с парадным придворным искусством во Фландрии XVII века развивался и бытовой жанр, а также сельский пейзаж. Крупным фламандским жанристом был Давид Тенирс Младший. В музее хранится камерный «Деревенский пейзаж» этого мастера, полный свежести и непосредственности, а также полотно «Сельская сцена» — работа неизвестного художника школы Тенирса.
Коллекция французского искусства XVII—XVIII веков позволяет познакомиться с рядом художников, принадлежащих к разным творческим направлениям. Характерным представителем классицизма был Эсташ Лесюер. В картине «Благовещение» он строго следует логически ясным канонам классицизма, достигая строгого равновесия композиции. В «Пейзаже с постройками и фигурками» работы неизвестного художника XVII века школы Клода Лоррена создан гармоничный образ природы, полной покоя и тишины. В середине XVIII века прославился своими декоративными классицистическими пейзажами Гюбер Робер. Его «Пейзаж с античными колоннами» и «Пейзаж с архитектурными развалинами» выполнены в свойственной художнику свободной манере, с использованием впечатляющих эффектов освещения, неожиданных ракурсов, стремлением вдохнуть жизнь в античные архитектурные формы. Серебристо-серая гамма этих пейзажей необычайно изысканна.
Среди произведений французских художников XIX века достойны интереса полотна «У придорожного распятия» Эжена Изабе, «Горе старика» Александра Гийомена, «Гугенот» Эрнеста Мейсонье и другие. Кисти яркого представителя барбизонской школы Констана Тройона принадлежит «Сельский пейзаж», выполненный с удивительным мастерством, изящно и легко.
Искусство Испании, Бельгии, Германии, Австрии, Польши XVII—XIX веков представлено единичными произведениями, но обладающими достаточно характерными чертами той или иной школы и высоким уровнем мастерства. Хочется отметить великолепные по качеству произведения XVIII века: «Портрет дамы с голубой лентой» австрийского художника Ахаза Готлиба Ремеля а также новое полотно, поступившее в собрание в 2009 году, «Портрет дамы с гвоздикой» известного немецкого мастера, поляка по происхождению Кристофа Лисевски.
Завершая краткий обзор западноевропейского отдела Тульского музея, хотелось бы упомянуть о декоративно-прикладном искусстве. В музее хранятся прекрасные образцы мейсенского фарфора XVIII—XIX веков, севрский фарфор XVIII века, дельфтский фаянс XVII века, итальянская майолика XVI столетия, английский фарфор и фаянс XVIII—XIX веков, а также изделия из стекла различных зарубежных заводов. Собрана значительная коллекция произведений западноевропейской гравюры XVIII—XIX веков.
В разделе русского искусства — иконы XVI—XIX веков, произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVIII — начала XX века. Многие работы получили широкую известность, экспонировались на выставках в нашей стране и за рубежом, вошли в научные каталоги и монографии, посвященные отдельным художникам, в частности А. Антропову, В. Боровиковскому, В. Тропинину, Г. Мясоедову, Б. Кустодиеву. В результате научных исследований были уточнены авторство и даты исполнения некоторых произведений, установлены личности портретируемых, определено место создания работ и источник их поступления в музей.
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны» работы А. Антропова поступил в музей в 1968 году из коллекции С. Могилевского (Москва). Портрет подписан «А. Антропов. Писа. 175...»; он является одним из нескольких авторских повторений портретов Елизаветы Петровны, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Киевском музее русского искусства, Киево-Печерской лавре. Трудно сейчас найти аналогию композиции портрета из Тульского музея, так как он был когда-то обрезан в соответствии с фигурной рамой. Елизавета Петровна изображена в горделивой позе, блеск серебристой парчи парадного платья, меховая накидка, драгоценности еще ярче оттеняют ее импозантную внешность. Собрание портретов XVIII века в музее сравнительно невелико. Но и здесь есть свои оригинальные произведения: «Портрет И. А. Языкова», выполненный неизвестным художником второй половины XVIII века круга М. Колокольникова, «Портрет Е. М. Черкасовой» кисти И. Дарбеса, работавшего в России в 70—80-е годы XVIII века, парные портреты Репниных работы неизвестного художника.
Творчество В. Боровиковского представлено в музее «Портретом Г. С. Волконского» — отставного боевого генерала, пользовавшегося уважением и доверием Суворова, участника первой и второй русско-турецких войн, генерал-губернатора Оренбургского края. Портрет создан в 1806 году, когда Волконский приезжал в Петербург для получения Андреевской звезды, с которой и изображен. Год спустя этот портрет был повторен Боровиковским (хранится в Псковском художественном музее). Портрет, принадлежащий Тульскому музею, написан в манере, характерной для Боровиковского в начале XIX века, когда художник отказывается от пейзажного задника и изображает модель либо в интерьере, либо на нейтральном фоне. Красочная поверхность утрачивает отличающую более ранние вещи Боровиковского светоносность, цветовая гамма строится на сочетании сдержанных глубоких тонов темно-зеленого, коричневого. Основное внимание художника направлено на передачу личных качеств портретируемого — достоинства, благородства.
С середины XVIII века значительную роль в русском искусстве заняла историческая живопись. Полотно И. Тупылева «Александр Македонский перед Диогеном» (1787) выполнено на сюжет из греческой истории. Обращение к античности было характерным явлением для русского классицизма. Несмотря на отвлеченность темы, идеализацию образов, условность атрибутики, Тупылев стремится выразить свое представление о духовной и физической силе человека.
Экспозиция искусства первой половины XIX века включает произведения В. Тропинина, А. Иванова, Н. Чернецова, П. Орлова, В. Садовникова. Работы В. Тропинина знакомят с различными сторонами его творчества. «Этюд украинки» и «Этюд украинца» созданы в 1820-е годы, в период, когда художник был крепостным графа Маркова на Украине. К 1820-м годам относится и отмеченный романтичностью «Портрет князя С. И. Гагарина». В «Портрете В. И. Бибикова» (1838) художник изображает героя в домашнем халате, в расстегнутом жилете. Без всякой идеализации написано лицо благодушного и доброжелательного пожилого человека. Личность портретируемого подтверждает его правнучка Н. Бибикова, у которой и было приобретено это полотно в 1949 году в Симферополе. Вероятно, портрет хранился в имении Бибикова в Тульской губернии, а затем переходил из рук в руки по наследству. Можно предположить, что произведение было создано непосредственно в имении, куда неоднократно приезжал Тропинин. В начале 1830-х годов художник создал и ряд портретов тульских помещиков — Раевских, Бегичевых и других.
Творчество А. Иванова представлено в музее этюдом «Голова апостола Андрея» к картине «Явление Христа народу» (1837—1857). Этюд был приобретен в Москве в 1969 году в частной коллекции Н. Черкес.
В музее хранится натюрморт «Цветы и фрукты» (1855) В. Садовникова, живописца первой половины XIX века. Рассматривая его, невольно удивляешься, как верно художник следует натуре, стремясь создать полную иллюзию реальности предметов, точно передать их цветовые и фактурные свойства.
Искусство середины и второй половины XIX века представлено в музее довольно полно и разнообразно. Примечательны произведения художника А. Попова, уроженца Тулы, чье творчество сформировалось в 1850-е годы. В его искусстве нашла отражение тема крестьянской жизни, характерная для русской живописи того времени. Полотно «Богомолки» (1861), экспонировавшееся на выставке Академии художеств в Петербурге, отличается простотой мотива. Группа женщин, бредущих на богомолье, расположилась у дороги отдохнуть. Скупой пейзаж, низкий горизонт, приближающаяся гроза наполняют картину ощущением грусти. В музее хранится и несколько портретов работы этого художника. Два из них — «Портрет М. А. Языкова» (1871) и «Портрет Г. Г. Писарева» (1873) — написаны Поповым в тульских имениях этих помещиков, откуда они поступили в музей в 1919 году.
Жанровые произведения середины XIX века, посвященные русской деревне, представлены в музее работами П.Соколова. С целью изучения быта и уклада жизни крестьянства художник совершал длительные поездки по деревням России. В полотне «Спор о земле» ярко раскрываются типичные характеры и судьбы русских крестьян. Известным художником-жанристом 60-х годов XIX века был Л. Соломаткин. Три его работы принадлежат музею: «Шарманщики», «Уличная сценка», «Пирушка дельцов» (1850). Просто, с мягким, а порою и горьким юмором трактует художник эти сюжеты. Его герои выглядят то веселыми, то грустными, то комичными и неуклюжими. Мастер тонко ощущает состояние людей, к которым испытывает сочувствие и симпатию.
Развитие искусства второй половины XIX века вплотную связано с появлением нового творческого объединения — Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Один из инициаторов его создания и организаторов Г. Мясоедов родился в 1834 году в селе Паньково Новосильского уезда Тульской губернии в небольшом имении, куда неоднократно возвращался, живя в Петербурге и будучи уже известным художником. В музее хранятся пять произведений Мясоедова. Среди них — «Портрет жены художника Е. М. Кривцовой», выполненный в 1861 году в родной деревне. Образ Елизаветы Михайловны послужил прототипом молодой барышни, изображенной на картине «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), за которую художник получил золотую медаль Академии художеств. Музею принадлежит и «Автопортрет» Г. Мясоедова, появившийся во время пребывания мастера в Италии в 1867—1868 годах. Энергичный разворот фигуры, благородство позы, контрасты света и тени создают романтическую окраску образа.
С Тульским краем связано и творчество И. Крамского. В 1870-е годы он неоднократно посещал Ясную Поляну с целью создания портрета Льва Толстого. В этот период им написан «Портрет князя А. К. Имеретинского» (1873), принадлежащий музею. Он был начат в имении князя, неподалеку от Ясной Поляны.
В 1870-е годы в Тульской губернии, недалеко от Ясной Поляны, в деревне Козловке-Засеке работала группа художников — К. Савицкий, И. Крамской, И. Шишкин. Несколько рисунков И. Шишкина, сделанных в эти годы, хранятся в собрании музея. Частым гостем Ясной Поляны был И. Репин. В музее находится его полотно «Женщина с кинжалом» — этюд к картине «Садко». В этом образе воплотилось представление художника о горделивой восточной красавице.
Достойное место в экспозиции занимают произведения В. Сурикова («Портрет А. И. Емельяновой», 1903; «Гайдамак» — этюд к картине «Степан Разин»). Обе вещи отличают высокое мастерство, великолепный колорит. С особой теплотой и вниманием написан «Портрет А.И. Емельяновой». Как известно, существует несколько ее портретов, созданных Суриковым в разные годы. В тульском портрете художник воплощает свой идеал русской женщины, скромной и поэтичной.
Коллекция пейзажей позволяет познакомиться с историей развития этого жанра, с различными его направлениями. В экспозиции показаны работы Н. Чернецова («Вид Амальфи», «Церковь Воскресения в Иерусалиме»), отличающиеся еще некоторой сухостью, жесткостью колорита; пейзажи М. Воробьева («Морской залив со скалой»), С. Щедрина («Неаполь ночью»), И. Айвазовского («Сигнал бури», 1851; «Приближение бури», 1877; «Морской пейзаж»), наполненные вдохновенным чувством. Тульскому музею принадлежат пять произведений Айвазовского. Художник мастерски изображает море в различных состояниях — от бурного шторма до еле уловимого движения волн.
Творчество известного живописца середины XIX века А. Боголюбова, ученика М. Воробьева, выполнившего за свою жизнь большое количество превосходных пейзажей, представлено в собрании полотном «Венеция ночью» (1856), которое является, пожалуй, одним из лучших созданий художника. Умело, тонко разработана в нем световоздушная среда: все, что мы видим на картине — собор, лодки у причала, здания, погружено в мягкую дымку.
Л. Лагорио, страстный путешественник, тонко понимавший природу, достойно представлен в музее. В период пребывания в Италии им созданы произведения «Вид Капо ди Монте в Сорренто»; «Итальянский дворик», «Дорога среди пиний», в которых точно переданы колорит южной природы, своеобразие итальянской архитектуры.
В пейзажной живописи второй половины XIX века возникает правдивый, неприукрашенный образ русской природы. Общеизвестна огромная роль И. Шишкина, В. Поленова, И. Левитана в становлении реалистического пейзажа. Картина «Лес в Мордвинове» (1891) И. Шишкина написана в мордвиновском парке в Ораниенбауме и являет собой пример внимательного отношения художника к натуре, детальной передаче всего, что хорошо ему известно и любимо. Музею принадлежат несколько работ В. Поленова — «Река Оять», «В Назарете», «Мечеть Омара», «Вид на реку Оку с восточного берега» (1898), наполненных светом, воздухом, отличающихся непосредственностью восприятия. Тишину и покой излучают два небольших выразительных полотна И. Левитана «Деревня Хотьково» и «Зима» (оба созданы в конце 90-х годов XIX века). Следует отметить также своеобразные пейзажи С. Жуковского («Старая деревня» (1908), «Заброшенная терраса», «Последние астры»), П. Петровичева — «Осенний пейзаж» (1900-е годы), К. Юона «Загорск» (1903), А. Рылова «Глубокая река» (1902) и другие.
Русское искусство конца XIX — начала XX века дало миру множество выдающихся творцов и смелых художественных открытий. Среди мастеров этого времени ярко выделяется В. Серов. В музее хранятся два произведения живописи и несколько рисунков Серова. «Феб Лучезарный» (1887) — ранняя работа художника, пример монументально-декоративной живописи. Плафон выполнен по заказу тульских помещиков Селезневых, чье имение было расположено в нынешнем Ефремовском районе Тульской области, откуда произведение и поступило в музей. Уже в этой ранней работе ярко проявился живописный дар художника, умение цветом передать ощущение радости, ликование жизни. В музее хранится «Портрет С. И. Мамонтова» (1891) В. Серова, приобретенный в частной коллекции Т. Данцигер в 1965 году. С присущими художнику раскованностью и артистизмом воплощен образ незаурядного человека с богатым внутренним миром.
Новаторские искания в искусстве конца XIX века ярко проявились в творчестве первого русского импрессиониста К. Коровина. Его картины «Лунная ночь» (1900), «Сараи» (1900-е годы), «На террасе» написаны темпераментно и свежо. В музее хранится и необычайно яркое, насыщенное по цвету произведение Б. Кустодиева «Красавица» (1918, авторское повторение). Полотно поступило в музей в 1965 году из собрания Г. Маликова (Чернский район Тульской области).
В отделе русского искусства хранятся и ценные произведения графики: рисунки и акварели XVIII — начала XX века таких художников, как П. Соколов, В. Гау, И. Крамской, И. Шишкин, И. Левитан, Ф. Малявин, и многих других. Музею принадлежит своеобразная коллекция декоративно-прикладного искусства XVIII—XIX веков — изделия русских фарфоровых заводов Гарднера, Попова, Императорского фарфорового завода. В последние годы собрание музея пополнилось уникальными образцами народного искусства Тульского края — вышивкой, ткачеством, народным костюмом, глиняной филимоновской игрушкой.
Отдел русского искусства XX века начал формироваться в 1920-е годы. Различны источники поступления произведений в музей: одни переданы Министерством культуры СССР и Министерством культуры РСФСР, другие приобретены непосредственно у художников и в частных собраниях. Более трех тысяч произведений насчитывает в настоящее время коллекция советского искусства. Одним из крупнейших советских художников старшего поколения, несомненно, является К. Петров-Водкин. В его искусстве нашли яркое отражение идеи революции, героические события нашей истории. В музее имеется эскиз К. Петрова-Водкина к картине «Семья командира» (1936). Значительное место в советском искусстве всегда занимал портретный жанр, блестящим представителем которого был М. Нестеров. Музею принадлежит «Портрет сына художника, А. М. Нестерова, в испанском костюме» (1933), приобретенный в 1971 году у дочери художника Н. Нестеровой. В этом произведении Нестеров выступает как тонкий психолог, умеющий передать внутреннее состояние человека. Успехи портретного искусства связаны и с творчеством С. Малютина. Утверждение характерных черт современника — целеустремленного, энергичного — ощутимо в его «Автопортрете» (1920).
экспозиции музея представлены работы художников, примыкавших к различным творческим группировкам, объединениям 1920—1930-х годов. Музею принадлежат также несколько работ С. Герасимова. Среди них полотно «Деревенский комсомолец» (1929). Образ юного комсомольца, энергичного, порывистого, очень выразителен. Эта работа экспонировалась на выставке Общества московских художников (ОМХ), состоявшейся в 1929 году в Москве, и была репродуцирована в журнале «Искусство в массы» (1929, № 3). Творчество С. Рянгиной представлено пейзажем «На промыслах Баку» (1929). В развитии советского искусства огромную роль сыграли художники А. Куприн, В. Рождественский, А. Осмеркин, П. Кончаловский, А. Лентулов, Р. Фальк, А. Шевченко, творчество которых сформировалось еще в 1910-е годы. В первые послереволюционные десятилетия эти мастера продолжали искать новые пути в искусстве. В музее представлены «Натюрморт с искусственными цветами» (1920), «Бахчисарай. Цыганская слободка» (1932) А. Куприна, «Портрет Басняцкой» (1945) А. Осмеркина, прекрасный натюрморт П. Кончаловского (1919), переданный в музей самим автором, «Портрет актрисы» (1912), «Судак. Вечер» (1930) А. Лентулова, «Женский портрет» (1920-е), «Бретань» (1930-е) Р. Фалька, «Натюрморт» А. Шевченко (1920)
Достойное место в советском отделе занимает творчество художников-земляков. С Тулой связано начало творческого пути П. Покаржевского, Г. Шегаля, которые принимали самое непосредственное участие в создании Тульского музея, являлись в начале 1920-х годов организаторами городских изостудий, Государственных свободных художественных мастерских. Их произведения хранятся в музее. Уроженцем Тулы был В. Рождественский. В его работах «Пейзаж» (1919), «Крым. Отузы» (1923), «Автопортрет» (1924) и других ощущаются восторженное отношение к натуре, восхищение щедростью и многообразием красок окружающего мира.
С утверждением новой тематики, новых живописных приемов связано творчество А. Дейнеки. В музее имеется полотно «Кросс» (1932), в котором художник передал стремительный ритм времени. О характере последних лет творчества Ю. Пименова дает представление картина «Влажная весна» (1975). Примечательно полотно одного из крупнейших советских живописцев А. Пластова «Колхозный базар» (1936). В экспозиции советского отдела музея можно увидеть также пейзажи Г. Нисского и Н. Ромадина.
Каждое десятилетие выдвигает новые творческие задачи, а вместе с ними и новую плеяду художников. Искусство 1960—1970-х годов в музее представлено работами братьев А. П. и С. П. Ткачевых («Семья Пакетовых», 1964), Ю. Кугача («Молодая хозяйка», 1972), А. Лактионова («Портрет старого большевика Петрова», 1964), В. Стожарова («Муфтюга. Белая ночь», 1970), Б. Угарова («Июнь 1941 года», 1975), Е. Зверькова («Зимний день», 1972), В. Иванова («Переславль-Залесский. Вечер», 1969), Д. Жилинского («Лето. Семья художников Ивановых», 1976), Е. Моисеенко («Из детства», 1977) и многими другими. Как упоминалось выше, музею принадлежат многочисленные работы П. Крылова разных лет и совместные работы Кукрыниксов.
В музее хранится небольшое, но довольно интересное собрание русской и советской скульптуры, включающее работы таких художников, как С. Коненков, А. Голубкина, А. Матвеев, С. Лебедева, М. Аникушин, М. Воскресенская, О. Кирюхин и ряд других. Сложилась за время существования музея и коллекция народного и декоративно-прикладного искусства, а также советской графики.
В заключение хотелось бы сказать, что Тульский областной художественный музей вырос в крупное собрание, которое далеко не исчерпывается названными автором произведениями. Богатейшая коллекция музея, широко известная не только в нашей стране, но и за рубежом, позволяет вести разнообразную научно-исследовательскую работу, интересную выставочную и широкую просветительскую деятельность.
Марина Кузина (г. Тула)