Яков ШАФРАН. Год две тысячи пятнадцатый.
К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ СССР НАД ГЕРМАНИЕЙ, ЕЕ СОЮЗНИКАМИ И САТЕЛЛИТАМИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. Яков Шафран (г. Тула) - член Союза писателей и переводчиков при МГО Союза писателей России, лауре-ат Всероссийской литературной премии им. Н. С. Лескова «Левша», член редколле-гии и ответственный секретарь литературно-художественного и публицистиче-ского журнала «Приокские зори», главный редактор альманаха «Ковчег»
2015-й год объявлен Годом литературы. Каким он будет — годом великих свер-шений или великих наград? — То никому неведомо, но ироничное сознание все же подсказывает, что наград. А каким оно, сознание, еще может быть в нашей, с ног на голову перевернутой, действительности, когда цена на бензин растет независимо от цены на нефть, то есть, и при падающей, и при растущей, а цены в магазинах никак не привязаны к урожайности, себестоимости и прочим нормальным показателям и тоже, с завидным постоянством, растут. Да и почему бы им не расти, если стремле-ние всех и вся к «наградам» необоримо, будь то немыслимая прибыль (а лучше бы сказать: «навар») без какого-либо ограничения и прогрессивной шкалы налогообло-жения, «золотой парашют» либо прибавка к зарплате, кому это «положено» по статусу, по потребности получателя, которая никогда не знала, да и, наверное, так и не узнает своего предела, ибо в течение трех десятилетий любовь к наживе в любом виде целенаправленно прививалась небезызвестными центрами мировых финансов.
Кстати, насчет свершений и наград. Только начался Год литературы, как при-шло «радостное» известие: всероссийскому литературно-художественному и пуб-лицистическому ордена Г.Р. Державина журналу «Приокские зори», 10-летний юбилей которого как раз пришелся на 2015-й год, после девяти лет плодотворного сотрудничества отказано в печатании тиража. Таким образом, внесен вклад в Год литературы в России. Рассматривать это в качестве «свершения» или «награды» — судить читателю.
Однако нынешний год все же богат на свершения, правда, былые. Но хоть что-то должно нас радовать в этой жизни, если по нынешним временам, сход со стапелей одной-двух подлодок и удачный запуск ракеты уже — подарок, не в пример середине прошлого века, когда подобное было обыденным явлением.
Итак, что же нас ждет в этом году? Ну, во-первых, это празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Благодаря Победе фактически был сохра-нен наш многонациональный народ, защищена честь, достоинство и суверенитет нашей страны, победила идея справедливости, солидарности и сострадания, что позволило избавить народы мира от угрозы порабощения нацистами, и многие из них были вдохновлены на национально-освободительное движение против колонизаторов. Какую же цену заплатил за все это наш народ? Это была страшная по своей напряженности война: активные действия на фронтах в общей сложности составили около 93 % всего времени их существования, наши людские потери, как среди военнослужащих, так и гражданского населения, превысили почти в два раза суммарные потери Германии и ее сателлитов, взятые вместе с потерями наших союзников. Всего 26,6 млн. человек унесла война у нашего народа, из них солдаты и офицеры составляют 8,7 млн. Для сравнения: основная масса погибших у наших союзников (США, Великобритания и Франция) — это военнослужащие, и их в совокупности — только 1/10 часть от наших потерь на фронте.
Сейчас, в дни геноцида киевской хунтой русского и русскоязычного населения Юго-Востока Украины, в дни возвеличивания и героизации самых изуверских наци-стов всех времен и народов — бандеровцев, перед зверствами которых меркли пре-ступления гитлеровцев, требуется сказать об их германских учителях тех времен. Уничтожение немецкими нацистами гражданского населения на территории СССР проводилось планомерно и целенаправленно. Еще до появления их незваных полчищ на нашей земле ими были отработаны методики массовых расстрелов, использования печей-крематориев и «душегубок», вплоть до создания целой отрасли промышленности для переработки останков людей, убиенных в 14-ти тысячах концлагерей, целенаправленно готовились «специалисты» и идеологически обрабатывались военнослужащие. Достаточно обратиться к «Памятке немецкого солдата»: «...убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик...». Не слышится ли подобное в речах многих нынешних киевских деятелей, и не напоминает ли это действия «украинской» армии и нацбатальонов в Донбассе? Весьма и весьма напоминает. Но мы также помним то, чем все завершилось тогда, в 1945-м, помним Нюрнбергский процесс, 70-летие которого мы также отмечаем в этом году. Пусть и нацисты — потомки Бандеры и Шухевича, помнят о нем, ибо им аналогичного процесса не миновать!
Таким образом, агрессия гитлеровской Германии была войной на уничтожение наиболее активной и деятельной части русского (имеются в виду и белорусы, и укра-инцы, независимо от нынешней русофобии части населения Украины) народа и дру-гих народов и народностей нашей страны, объединенных общей судьбой с русскими. Немецкие нацисты планировали разложить народ СССР на «племена», со своим су-губо национальным сознанием, определяющим признаком которого являлось бы неприятие всего русского и активная борьба с ним. То есть, превращение таких «племен» в экономических и идеологических рабов, а страны — в колонии Германии и ее союзников.
Народ и страна в Великой Отечественной войне выдержали испытание своих ду-ховных, интеллектуальных, душевных, физических и материальных сил, а армия и флот, по пророческому определению великого русского императора Александра III (10 марта 2015 г. исполняется 170 лет со д.р.) — единственные союзники России, доказали правоту этой мысли. «Все остальные, при первой же возможности, сами ополчатся против нас», — говорил император.
Поэтому трудно и невозможно переоценить значение Великой Победы для нашей страны над самым сильным и грозным военным «кулаком» Запада, из всех когда-либо обрушивавшихся на Россию за все время ее существования.
Победа творилась не только в годы войны, но и всей предыдущей историей Рос-сии, во все века, с небольшими перерывами, боровшейся за свою независимость, за свою веру и идентичность. И потому будет несправедливо не отметить в этом году таких юбиляров, как князь и полководец Александр Невский (795 лет со времени рождения); Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Донской (665 лет со д.р.); Великий князь всея Руси Иван III, положивший начало объединения русских земель (575 лет со д.р.); гениальный продолжатель его дела царь Иван IV Грозный (485 лет со д.р.); великие полководцы: А. В. Суворов, сказавший: «Мы русские и по-тому победим!» (285 лет со д.р.); М. И. Голенищев-Кутузов (270 лет со д.р.) и П. И. Багратион (250 лет со д.р.); великий флотоводец, адмирал, один из создателей Черноморского флота Ф. Ф. Ушаков (270 лет со д.р.).
В 2015 году исполняется также 635 лет Куликовской битвы, победа в которой «закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоеди-нения восточнославянских земель (на стороне Дмитрия Донского активно сражались войска и из Великого княжества Литовского — Брянска, Смоленска, Друцка, Доро-гобужа, Новосиля, Тарусы, Оболенска, Полоцка, Стародуба и Трубчевска (см. там же), показав, что путь к их государственно-политическому единству был единствен-ным путем и к их освобождению от чужеземного господства».
Мы победили в сражении, несмотря на неучастие в битве Тверского княжества, несмотря на то, что князья Суздаля и Рязани вместе с частью «литовцев» (князь Ягаило Олгердовичь) даже выступили со своими дружинами на стороне Мамая. Кстати, после сражения некоторые рязанцы в отсутствие своего князя, выдвинувше-гося с войском на юг, грабили обозы, возвращающиеся в Москву с Куликова поля через Рязанскую землю. А литовцы князя Ягайло добивали беззащитных раненых, когда обозы, в которых их везли домой, отстали от главного войска Донского.
Позже все эти земли, руководимые тогдашними «мазепами» вернулись в русский мир. Это к слову о нынешних, киевских «мазепах».
Светлая память всем выдающимся деятелям в истории нашей Родины, светлая память всем воинам Куликовской битвы, многих других сражений, воинам Великой Отечественной войны, благодаря которым мы живем в своей стране, говорим на рус-ском языке и гордимся тем, что мы — русские.
Понятие русскости шире, чем понятие крови. В Декларация русской идентично-сти, принятой 11.11.2014 г. на заседании XVIII Всемирного русского народного со-бора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России», написано, что «русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
Мы горды победами в войнах. Но только ли военные победы определяют правоту Русской цивилизации? Конечно, нет. В противостоянии (упаси Бог, не народов между собой, не людей) миров и их цивилизационных принципов большое значение имеет великая русская и советская классическая литература, которая влияла и с каждым десятилетием все более влияет и на саму зарубежную литературу, и на умы людей, живущих в разных уголках Земли. Поэтому мы можем смело говорить о победе нашей литературы, что имеет особое значение в этот год — Год литературы, совпадающий с 70-летием Великой Победы в Отечественной войне.
В чем же роль русской и советской литературы и в чем ее победа на идеологиче-ском цивилизационном фронте?
Мировое значение нашей литературы определяется лежащим в основе произве-дений ведущих классиков высоким духом Православия и взращенными на его основе ценностями Святой Руси. Та же основа, сквозь идеологические шоры и соответству-ющую риторику, прослеживается и у ведущих писателей советской поры. Поэтому русский реализм и оказал такое влияние на прошлую и современную зарубежную литературу. Вначале это проявилось в форме интереса, в той или иной степени под-ражания, что самими западными исследователями определялось как «русская мода» и «русская лихорадка». Американский критик И. Уайл писал: «Ни одна другая страна не располагает литературой, которая бы пользовалась среди американских интеллектуалов более высокой репутацией, чем русская и советская литература».
Справедливости ради следует отметить, что одновременно шло и обогащение лучшими достижениями литературы других стран, так как все диалектически взаи-мосвязано. На это указывал Ф. М. Достоевский: «Всякий народ разовьется на своих началах и принесет от себя в общую сумму жизни какую-нибудь особенно развитую сторону...».
Особенность нашего критического реализма еще и в том, что он поднимает на должную духовную высоту и создает сильные художественные образы всего в жиз-ни, стремится во всем найти смыслы и раскрыть их, вносит «...прямоту (...), искрен-ность, удивительную для всех западных стран (...). Это одно из проявлений вашей способности, глубоко окунаясь в море опыта и переживая, самозабвенно и страстно отдаваться поискам правды... Пленяет глубокая и всеобъемлющая терпимость...».
Томас Манн говорит: «Святая русская литература, святая прежде всего в своей человечности».
Русские классики утверждали, что и «маленький человек» может обладать ду-ховным и душевным богатством, значимостью своего внутреннего мира, и тем самым подняли страдающую, в том числе и от недостатка внешней любви, пусть и весьма несовершенную, больную душу над физическим и умственным состоянием человека. Вся классическая литература говорила о необходимости сострадания и духовно-нравственного совершенствования. Ведь в евангелии сказано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
Однако две мировые войны и эта третья, перманентная, которая сейчас идет в мире (Афганистан, Ирак, Югославия, Тунис, Ливия, Сирия, Украина...), и экологиче-ский кризис свидетельствуют о том, что человечество далеко от совершенства. Это состояние происходит от постоянного в течение длительного времени разрушения цивилизационных духовных и культурных ценностей. К этому приложили руку и многие, хорошо всем известные, западные философы и писатели — не к Году лите-ратуры будут они упомянуты.
Но если говорить не о человечестве все же, а о нашей родной стране, о со-стоянии нашего современного общества, то нужно отметить, прежде всего, создавшуюся в городах — и более всего в столицах — массу беспочвенных людей, живущих в нереальном мире: у компьютера с мышкой в одной руке и чашкой кофе в другой, под приятными дуновениями офисного или домашнего кондиционера. Это люди, живущие в атмосфере превалирования не чувств, а эмоций, не разума, а фантазий, не ответственности за все происходящее с ними и вокруг них, а — наоборот. При этом они убеждены, что являются центром мироздания, что все существует для них, и все в городе, в стране и мире так должно быть устроено, чтобы только возрастал их комфорт, а вокруг — хоть потоп. А если не устроено так, как им нужно, то подлежит упразднению. Таким людям не нужна разумная эволюция — чтобы это осознать, нужно мыслить другими критериями, не «утробными», — им нужно разрушить все, чтобы создать дающее им все и сразу. Не народу чтобы было лучше, а им, чтобы прямо к клавиатуре доставляли все, в том числе и золотой унитаз. Этот ультра-либеральный потребительский рефлекс очень заразителен, и если масса людей, подверженных ему, станет критической, последствия могут быть весьма плачевны.
Поэтому русские классики на протяжении веков, словно прозревая в будущее, говорили о великой ответственности за создаваемую произведениями духовную ат-мосферу. И их творчество, не в пример многим современным авторам, было и будет свидетельством и укором нынешним «творцам» мировых катаклизмов, цивилизации потребления и всех людей, вовлеченных ими в эти негативные процессы, и путем спасения для многих.
Следует отметить еще две основополагающие особенности великой русской и советской литературы: отношение к народу, как творящему духовные и этические ценности и хранителю их, а также идея, что человек не является личностью, пока не определил свою этическую позицию.
Итак, в чем же состоит победа нашей литературы? Она состоит в деятельном утверждении и колоссальном влиянии на мировую литературу следующих принци-пов. Это — органическое соединение духовного, этического и эстетического; осно-вополагающее значение этического начала в цивилизации; главнейшая роль вечных христианских представлений о добре и зле; важность чистоты духа и опасность за-грязнения духовной атмосферы Земли; безнравственный человек — враг природы и человечества; неприятие отношения к человеку как к «несложному, однозначному существу, способному разрешать встающие перед ним проблемы рациональным путем»; отрицание утверждения о том, что человек становится личностью в той степени, насколько он оторван от окружающих; неодолимость добра в душе человека; твердое убеждение, что зло, как бы мощно оно ни проявлялось, не может одержать конечную победу, ибо оно по своей сути саморазрушительно; отрицание антигуманных теорий об избранничестве, освобождении от нравственности, сострадания и любви и о вседозволенности; бесперспективность атеизма; необходимость духовно-нравственного совершенствования.
В этот год, юбилея Победы, показавшей, что наш народ не покорить и не истре-бить, кардинально повлиявшей на всю мировую историю и судьбы многих народов мира; в Год литературы, оказавшей неизгладимое воздействие на мировую литературу, культуру и всю цивилизацию, мы задаемся вопросом — не усовестятся ли все же банкиры всех уровней, владельцы сетевых магазинов, торговцы бензином и остальные иже с ними, не умерят ли свои «волчьи» (не хочется обижать благородного зверя) аппетиты, не прекратят ли с помощью не привязанных ни к чему и ни к кому цен истреблять наш народ, на 70 % бедный и на 40 %, находящийся за чертой бедности. Безусловно, это вопрос риторический, ибо мы наперед знаем на него ответ — нет, конечно, не усовестятся, не умерят и не прекратят. Ибо, похоже, они давно забыли, кто они родом, чьими потомками являются и кому всем — и жизнью, и имуществом — обязаны. Но и они должны знать, что если наш народ не удалось победить ни Золотой Орде, ни шведам и тевтонским рыцарям, ни полякам с турками, ни Наполеону с Гитлером, с двунадцатиязычными их армиями и «железной» германской машине как таковой, то не победит его и это «нашествие» цен и его творцы. Будем надеяться! Ибо нами, как и всеми победителями в русской истории, как и великой русской литературой, движет Вера, Надежда и Любовь. В отличие от тех, кто своими действиями отрекся от своего народа.
И тому в помощь нам прп. Андрей Рублев, чью 655-летнюю годовщину со д.р. мы отмечаем в этом году, и Троице-Сергиева Лавра, которой исполняется 465 лет.
В настоящее время мощь армии ничего не решает, если утерян суверенитет — тому пример страны Западной Европы. А подлинная независимость определяется тем, чья идеология — как бы она при этом не называлась, хоть и «отсутствием идео-логии» — работает на территории страны, что нам со всей ясностью показала современная Украина. Поэтому у России нет более эффективной идеологии, чем ее традиционные ценности и общенациональная культура, придающие стране непобедимую идентичность, и являющиеся ее, поистине, непробиваемой броней. Только к этой защите необходимо относиться гораздо более серьезно, чем это делается в настоящее время.