Алексей ЯШИН. Приокские зори №4, 2017, часть 10.

"ПРИОКСКИЕ ЗОРИ" -  ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ОСНОВАН В 2005 ГОДУ      2017 — 4(49)

ЖУРНАЛ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ ВЫХОДИТ ЧЕТЫРЕ РАЗА В ГОД, ИЗДАЕТСЯ В ГОРОДЕ-ГЕРОЕ ТУЛЕ

ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ И АВТОРЫ

Журнал выходит в электронном (см. стр. 2) и в бумажном виде. Последний издает на коммерческой основе Издательство Тульского госуниверситета. Поэтому для заказа нужного числа экз. следует обращаться к Барановой Елизавете Михайловне по e-mail: elisafine@yandex.ru. Редакция этими вопросами не занимается. По вопросам заказа альманаха «Ковчег» журнала «Приокские зори» обращаться к Шафрану Якову Наумовичу по e-mail: bonyans@yandex.ru

Достаточное число авторов согласились и с нашей традиционной, отчасти новой, редакционной политикой, суть которой состоит в следующем. Как и ранее, мы публикуем на сайте нашего журнала четыре номера в год — в последние дни каждого квартала. «Приокские зори» оставляют для себя статус всероссийского, а де-факто и международного издания. Поэтому для публикации единственным критерием отбора было и остается: талант автора, истинный — не «квасной»! — патриотизм и народолюбие, воспитанный в нас советской властью искренний интернационализм. На том и стоим.

По просьбе авторов, желающих самим отпечатать экз. журнала с их публикацией, редакция высылает им файл издательского оригинал-макета нужного номера с обложкой в цвете. Поскольку теперь даже в небольших городах хорошо развита сеть мини-типографий с печатью на «электронке» от одного экз., то здесь авторы с какими-либо трудностями не столкнутся. Это принятая ныне во всем мире практика печатания «по заказу». Мы здесь Америку не открываем...

Редколлегия журнала

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Уважаемые авторы! Начиная с № 3, 2008 журнала, введена регулярная рубрика библиографий вновь выходящих книг, изданных как в Туле, так и в других городах России. Непременным условием публикации в данной рубрике информации о вышедших в текущем квартале, соответствующем номеру журнала, книгах, как «авторских», так и различного рода сборниках и пр., является их своевременная доставка в редакцию «Приокских зорь». Кроме того, публикуется информация и о ранее изданных книгах, поступивших в редакцию.

Уважаемые авторы! Не будьте безразличны к судьбе своих книг; помните, что публикация библиографии в журнале «Приокские зори» делает их известными не только в Туле, но и во многих других городах и регионах России. Не забудьте занести экземпляр в редакцию журнала или прислать по почте.

И еще раз приглашаем в «Библиотеку журнала «Приокские зори» — проставлением этого логотипа на титульном листе книги (вверху страницы) и в аннотации на оборотном листе. В этом случае вы вполне можете рассчитывать на появление в журнале отзыва, рецензии на вашу книгу. Возможна и внеочередная публикация отрывка из вашей книги.

Просьба обратить внимание на нижеследующие строки.

С начала III квартала 2011 года «стартовала» книгой Якова Шафрана «Жизнь как один день» новая серия книг в рамках «Библиотеки журнала «Приокские зори» — «Приложение к журналу «Приокские зори». Серия продолжающаяся, ее книги будут выходить в однотипном оформлении с обложкой «под журнал»:

 

 

 

Книги каждый автор издает сам на базе наиболее удобного ему издательства. К сожалению, журнал «Приокские зори» не имеет никакого государственного или частномеценатского финансирования, поэтому не обладает возможностью материально помочь авторам серийных книг.

Издание серии будет способствовать повышению престижа журнала, в чем его авторы, несомненно, заинтересованы.

Авторы же серийных книг получают следующие, несомненные, преимущества:

— это уже не «самиздат», которым, честно говоря, является подавляющее большинство современных малотиражных изданий;

— поскольку журнал выходит под эгидой Академии российской литературы, то и книги серии-приложения также имеют отношение к Академии;

— как правило, на каждую выходящую книгу серии в журнале «Приокские зори» публикуется рецензия или отзыв, если автор об этом позаботится;

— наиболее существенное: книги серии, наряду с публикациями в журнале, могут участвовать в конкурсе на присвоение звания лауреата всероссийской литературной премии «Левша» им. Н. С. Лескова, ежегодно присуждаемой — в четырех номинациях — за лучшие публикации в журнале «Приокские зори».

Редакция журнала по просьбе авторов, желающих издать свои книги в серии, высылает файлы и шрифты для однотипного оформления обложки (многие из авторов «Приокских зорь» уже их получили).

О намерении издать книгу в серии автор извещает редакцию. При необходимости редакция может затребовать для ознакомления сверстанный текст книги или отрывок из нее. По напечатании автор предоставляет в редакцию 2 экз.

 

 

На момент формирования содержания настоящего номера в редакцию журнала «Приокские зори» поступили следующие книги:

 

1. Московский Парнас. Независимый альманах.— М.: Изд-во Независимого литературного агентства «Московский Парнас».— 2017.— № 1—4.

2. Бийский Вестник. Литературно-художественный, научный и историко-прос-ветительский журнал (г. Бийск Алтайского края).— 2017.— № 1—4.

3. Общеписательская литературная газета.— 2017.— №№ 1—10.

4. Новая Немига литературная (Белоруссия).— 2017.— №№ 1, 2 (опубликованы произведения Якова Шафрана и Алексея Яшина).

5. Огни над Бией.— № 41 (опубликованы произведения Якова Шафрана и Алексея Яшина).

6. Северо-Муйские огни.— 2017.— № 4(62) (опубликованы произведения Якова Шафрана и Алексея Яшина).

7. Подъем.— 2017.— №№ 8, 9 (в № 8 опубликован очерк Леонида Ханбекова о творчестве Алексея Яшина; в № 9 опубликована повесть Алексея Яшина «Лето юности минувшей»).

8. Татьяна Шелепина. Стихотворения. Избранное.— Тула: ТППО, 2017.— 368 с.

9. Резцов В. В. Юра, Сережа и Бессмертие: Историко-документальная повесть.— Тула: Неография, 2017.— 64 с., ил. (автор пишет о героях-молодогвардейцах Сергее Тюленине и Юрии Виценовском — дяде В. В. Резцова).

10. Евгений Теслюк. Галактика Света и Любви: Стихи и воспоминания.— М.: «ОБРАЗ», 2017.— 264 с.

11. Николай Макаров. Записки батальонного врача. 3-е изд.— Тула: Аквариус, 2017.— 264 с.

12. Плавская осень. Сборник. О любви: Стихи и проза / Под ред. Ирины Пархоменко.— Плавск — Тула: Папирус, 2016.— 240 с.

13. Андрей Мокдаванов. Возвращение: Роман в стихах.— М.: «ОБРАЗ», 2017.— 196 с.

14. Демидов В. Г. Лоза и ветви: Религиозно-философские стихи.— Тула: Папирус, 2009.— 272 с.

15. Демидов В. Г. Образ и подобие: Религиозно-философские стихи.— Тула: Папирус, 2012.— 256 с.

 

В серии «Библиотека журнала «Приокские зори» вышли следующие книги:

 

1. Сказки пряничного города: Сб. произв. молодых авторов / Под ред. А. А. Яшина; составитель О. В. Чмыр.— Тула: Изд-во Тульск. гос. ун-та, 2017.— 170 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).

2. Шафран Я. Н. Человек человеку: Сб. рассказов / Предисл. А. Яшина и И. Карлова.— Тула: Изд-во «Папирус», 2016.— 216 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).

3. Яшин А. А. Задушевные беседы об умозамещении: Роман-новеллино / Предисл. Л. В. Ханбекова.— Тула: Аквариус, 2017.— 343 с., ил. (Библиотека журнала «Приокские зори»).

 

В серии «Библиотека журнала «Приокские зори» — Приложение к журналу «Приокские зори» вышли следующие книги:

 

1. Николай Макаров. Суворовцы земли тульской.— Тула: Изд-во Тульск. гос. ун-та, 2017.— 286 с. (Приложение к журналу «Приокские зори»).

2. Валерий Виноградов. Истоки: Стихотворения и ноты.— Тула: ТППО, 2017.—204 с. (Приложение к журналу «Приокские зори»).

 

ВНИМАНИЮ АВТОРОВ И ЧИТАТЕЛЕЙ «ПРИОКСКИХ ЗОРЬ»

 

С целью расширения круга авторов и привлечения читательской аудитории, повышения художественной значимости публикуемых в журнале произведений прозы, поэзии, драматургии, а равно усиления актуальности и информационной ценности публицистических материалов, редколлегия, начиная с 2008 года, вводит систему поощрения авторов лучших материалов, опубликованных в течение календарного года, заключающуюся в присвоении почетного звания «Лауреат литературной премии журнала «Приокские зори» «Левша» им. Н. С. Лескова».

Ежегодно лауреатами становятся четыре автора наиболее значимых произведений по разделам:

— проза, включая драматургию;

— поэзия;

— публицистика, включая историко-политическую;

— литературоведение, включая литературную критику, краеведение, этнографию и историографию.

Звания лауреата — по номинациям — удостаиваются авторы, опубликовавшие в течение года в журнале произведения, отличающиеся своей художественно-публицистической значимостью, следующие высоким традициям классической русской и советской литературы, вносящие весомый вклад в возрождение и развитие духовности и культуры России, сочетающие верность изначальной национальной русской идее и проверенный веками подлинный интернационализм народов России и ранее входивших в состав Российской империи и Советского Союза. Поощряются публикации молодых талантливых авторов, а также литераторов, входящих в неформальный актив журнала. В конкурсе также могут принимать участие авторы книг, изданных в серии «Приложение к журналу «Приокские зори» (см. выше). По положению о лауреатах последними не могут быть руководители журнала, то есть главный редактор и его заместители, руководители организаций-учредителей и меценаты, оказывающие материальную поддержку журналу. Место и страна проживания авторов роли не играет и не является каким-либо ограничением.

Звания лауреатов присваиваются коллегиальным решением редколлегии с учетом мнений учредителей журнала. Читатели «Приокских зорь» также приглашаются с представлением кандидатур; свое мнение они могут высказать письменно по обычной или электронной почте (не по телефону!) на имя главного редактора; адреса указаны на 2-й стр. журнала. Имена лауреатов с указанием номинированных произведений и фотографией автора публикуются в первом номере журнала следующего года издания; например, имена лауреатов 2017-го года будут объявлены в первом номере «Приокских зорь» за 2018 год. Также имена лауреатов объявляются в литературных газетах. Лауреатам вручаются дипломы, лауреатские медали и удостоверения к ним. Премия имеет статус всероссийской.

Итак, уважаемые авторы и читатели: объявляется конкурс на 2018-й год, а от читателей и представителей заинтересованных общественных и иных организаций и предприятий мы ждем конкретных предложений по номинантам.

 

В добрый путь!

 

 

 

НОВОСТИ ПРЕМИИ «ЛЕВША»

 

Наградная символика всероссийской литературной премии «Левша» им. Н. С. Лес¬кова за луч¬шие публикации текущего года в журнале «При¬окские зори» расширилась: теперь лауреату вме¬сте с дипломом вручается лауреатская медаль и удостоверение к ней.

 

ИНФРАСТРУКТУРА ЖУРНАЛА «ПРИОКСКИЕ ЗОРИ» РАСШИРИЛАСЬ!

 

Вышел в свет первый выпуск музыкально-поэтического альманаха «На лирической волне» (редактор — профессиональный музыкант, композитор Сергей Владимирович Сенин).

 

Главный редактор нашего журнала А. А. Яшин написал напутствие новому альманаху журнала:

«Приветствую издание музыкально-поэти¬чес¬кого альманаха «На лирической волне», расширяющего инфраструктуру всерос¬сийс¬ко¬го ордена Г. Р. Державина литературно-худо¬жест¬венного и публицистического журнала «Приокские зори», куда входит литературный альманах «Ковчег», серии книг: «Приложение к журналу "Приокские зори"» и «Библиотека журнала "Приокские зори"», а также всерос-сийская литературная премия «Левша» им. Н. С. Лескова.

Новый альманах — это не чисто музы¬каль¬ный сборник (только ноты и слова) и не чисто поэтический, а совмещающий в себе и песни, и стихи. Единственное условие — стихи должны принадлежать автору слов пуб¬ли¬куе¬мой песни. Эта структура отработана главным редактором альманаха на многочисленных выпущенных им в свет сборниках.

Еще одно отличие «На лирической волне» — высокий профессионализм. Во-пер-вых, главный редактор профессиональный композитор, во-вторых, все песни с фортепианным сопровождением и, в-третьих, ноты грамотно оформлены. А также слова песен написаны в основном членами союзов писателей, то есть профессиональными поэтами.

Кроме того, такой альманах — это то, чего сейчас так не хватает на фоне жестокой глобализации, сопровождающейся политическим напряжением, экономическими трудностями, религиозной и национальной нетерпимостью, военными конфликтами и пр., и пр. Лирические песни о любви и дружбе, природе и красоте, семье и малой родине будут, как на поле боя, сопротивляться расчеловеченью, сопровождающему данный этап глобализации.

Альманах всероссийский, потому приглашаем авторов стихов и музыки из всех регионов России и Ближнего с Дальним Зарубежьем присылать свои песни. Альманах сделает их известными не только на вашей земле, но и по всей России и в мире».

 

ЖУРНАЛЬНЫЙ МИР

 

Единый ресурс русскоязычных литературных журналов и альманахов

Дорогие авторы и читатели! Теперь Вы можете найти номера нашего журнала в «Журнальном мире», созданном журналом «Сибирские огни» по ссылке: http://журнальныймир.рф/zhurnaly/priokskie-zori

и альманаха «Ковчег» по ссылке:

http://журнальныймир.рф/zhurnaly/kovcheg

 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ ЖУРНАЛА «ПРИОКСКИЕ ЗОРИ»!

В апреле этого года в FACEBOOK создана страница нашего журнала . Предлагаем вашему вниманию информацию о странице

 

 

 

https://www.facebook.com/PRIOKZORI2017/

Дата создания — 5 апреля 2017 г.

Страница «Журнал «Приокские зори» создала одноименную группу для того, чтобы друзья «Приокских зорь» общались друг с другом и с журналом.

https://www.facebook.com/groups/1880365135535651/?source=create_flow

В августе 2017 г. в Фэйсбуке создана также страница «Альманах «Ковчег»».

https://www.facebook.com/groups/830445600458209/

На странице дана информация о выходе в свет альманаха за 2017 год (публикация Евгения Скоблова — зав. организационного отдела Академии российской литературы на странице АРЛ на Фэйсбуке) и опубликованы все материалы его авторов.

 

ВНОВЬ ОПУБЛИКОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

на трех дружественных страницах:

— Полная информация о 5-м Тульском областном слете молодых литераторов: информационное письмо и анкета участника (повторено на странице АРЛ на Фэйсбуке);

— Поздравление от гл. редактора и редакции журнала «Приокские зори» всех туляков и жителей области с праздниками Дня Тулы и Дня Тульской области;

— Информация о выходе в свет сборника песен «Я родом с поля Куликова», посвященного юбилею Тульской губернии и Тульской области, и о концерте-представлении сборника (повторено на странице АРЛ на Фэйсбуке);

— Поздравление всех друзей журнала с Днем Рождения величайшего и тончайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина (повторено на странице АРЛ на Фэйсбуке);

— На странице размещена ссылка на официальный сайт «Приокских зорь»;

— Поздравлением президента Академии российской литературы Леонида Ва-силье¬вича Ханбекова с Юбилеем;

— Фоторепортаж о презентации сборника песен «Я родом с поля Куликова»;

— Отмечен День памяти Преподобного Сергия Радонежского.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО «ПРИОКСКИХ ЗОРЬ»

№ 9 ОТ 02 НОЯБРЯ 2017 ГОДА

 

Уважаемые читатели и авторы Приокских зорь!

Близится к завершению 2017-й год. Имеем честь сообщить Вам следующее; в основном - оптимистическое.

1) Редакция и редколлегия поздравляет Вас со 100-летием свершения Великой Октябрьской социалистической революции! Совершенно не правы те, оглупленные СМИ, кто считает советский социализм ложным и тупиковым ходом Истории. Любая эволюция, тем более социальная, движется с использованием пробных, нащупывающих, опережающих ходов. Таким явился и опыт создания Советского, социально-ориентированного общества — государства. Советский опыт опередил волею Истории социальную эволюцию и подтвердил, увы, временным отступлением перед империализмом, еще не исчерпавшим свою потенцию, правоту Маркса: к социально-ориентированному обществу все государства мира придут одновременно. Поэтому ни Коминтерн В. И. Ленина, ни «экспорт революции» Л. Д. Троцкого, ни гениальная стратегия Иосифа Виссарионовича Сталина, создавшая в итоге мир социализма на 1/3 земного ареала, не смогли кардинально изменить законы социальной эволюции. Поэтому для одновременного перехода к социально-ориентированному обществу История избрала опосредованный ход — через болезненный для человека период глобализации. Но опыт советского строительства бесценен. Слава Великому Октябрю!

2) Подведены итоги широкого, через Интернет, обсуждения кандидатур на всероссийскую премию «Левша» им. Н. С. Лескова за 2017-й год. Все предложенные номинанты получили одобрение. Называем их имена: в прозе — Виталий Кузнецов (г. Северомуйск, Бурятия); в поэзии — Валерий Кулешов (г. Щекино, Тульская область); в литературной публицистике — Ольга и Наталья Артемовы (пос. Медвенка Курской области); в литературоведении — Вадимир Трусов (г. Мончегорск Мурманской области). От имени всех авторов и читателей поздравляем новых лауреатов: нашего полку прибыло! Вручение знаков премии (диплом, медаль, удостоверение к медали) — в конце декабря 2017 года, в канун 95-летия образования СССР. На обложке № 1, 2018 журнала будут размещены фотографии лауреатов и их творческо-биографические справки.

3) С этого года инфраструктура «Приокских зорь» приросла новым альманахом журнала: музыкально-поэтический альманах (с нотами) «На лирической волне»; главный редактор Сергей Сенин.

4) В рамках компетенции нашего журнала 2018-й год объявляется годом чистоты русского литературного языка. Авторам журнала рекомендуем придерживаться библейского «Врачу исцелися сам». В течение года журнал принимает материалы по данной тематике для (возможной) публикации.

5) Сообщаем о создании (неформального) клуба лауреатов премии «Левша» им. Н. С. Лескова. Обращаемся к таковым: присылать свои размышления, предложения и пр., относящееся к оценке и совершенствованию литературного процесса в рамках журнала и его (литературной) инфраструктуры. Объем каждого материала в пределах 3-х стандартных машинописных страниц. Материалы слать зав. отделом прозы Геннадию Николаевичу Маркину на e-mail: markingennady@yandex.ru с указанием ФИО, места жительства, года получения премии и в какой номинации, а также девиза: «Мнение лауреата»!

С уважением, редакция «Приокских зорь»

 

ПУБЛИКАЦИИ СО СТРАНИЦЫ АКАДЕМИИ

РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФЭЙСБУКЕ:

Академия российской литературы

Общедоступная группа

Евгений Скоблов

 

АКАДЕМИЯ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНФОРМИРУЕТ

*******************************************************

— Информация о выходе в свет № 2 и № 3, 2017 «Приокских зорь» и полное представление № 3 журнала (публикация Евгения Скоблова — зав. организационного отдела Академии российской литературы на странице АРЛ на Фэйсбуке);

— Информация Евгения Скоблова о публикациях глав из проекта его новой книги «КОЛЛЕКЦИОНЕР БУДУЩЕГО» — «Икар ХВ-1» (публикация Евгения Скоблова — зав. организационного отдела Академии российской литературы на странице АРЛ на Фэйсбуке);

— Информация об изданиях: «Приокские зори» и «Ковчег», а также о том, где можно ознакомиться с ними (публикация Евгения Скоблова — зав. организационного отдела Академии российской литературы на странице АРЛ на Фэйсбуке);

— Материал Евгения Скоблова со страницы Академии российской литературы к Юбилею выхода в свет романа-эпопеи Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» с текстом работы Алексея Яшина «СЛОВЕСНОЕ ЗОЛОТО СЕЛЬВЫ: ИСТО¬КИ ОДИНОЧЕСТВА», опубликованной в № 2, 2017 нашего журнала;

— Информация об общем собрании членов Академии российской литературы (московское отделение), подготовленная орготделом АРЛ на странице Академии в Фэйсбуке;

— Все информационные письма «Приокских зорь» за период после выхода в свет № 2, 2017 журнала;

 

О НАС ПИШУТ

Литературно-художественный и публицистический журнал «Приокские зори» — Тула, 2017 — № 2 http://www.pz.tula.ru

«Он лихо носил корону короля поэтов (Литературный фон творчества Игоря Северянина) — так называется «Редакционная колонка» номера. И тон ей задает автограф — отрывок из стихотворения поэта «Бывают дни...»; ночь под 1930 год:

Я — русский сам, и что я знаю?

Я падаю. Я в небо рвусь.

Я сам себя не понимаю,

А сам я — вылитая Русь!

Замечательные стихи И. Северянина опубликованы в следующей рубрике, посвященной его 130-летию.

В этом году отмечается 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствующей рубрике опубликованы главы из романа-размышления Алексея Яшина о И. В. Сталине «Катехизис идеалиста». Это — данные в авторской интерпретации раздумья вождя по ряду вопросов, как то: о цели цивилизации и эволюции жизни, о науке, об индустриализации и коллективизации, о роли личности в истории, о смертельной схватке с затаившимся врагом, о союзных республиках как мине замедленного действия, о сферах влияния и развитии... Этому же юбилею посвящена III часть большой, замечательной по исторической правдивости и художественности поэмы Владимира Резцова «Песня о Гришке Отрепьеве» «Дежавю». Время охвата событий — от смещения Хрущева до позорного акта в Вискулях о развале СССР.

«Крупный литературный жанр» представлен в номере киноповестью Игоря Нехамеса «Бородатые боги». Приведем выдержку из аннотации к ней: «Киноповесть рассказывает о судьбе подростка... которому было десять лет на дату <чернобыльской> аварии. Кубинские медики вылечили и его, и всех остальных <20 419 пострадавших> детей... Эта киноповесть — свидетельство совместного подвига кубинских медиков и советских детей, зримый символ дружбы между нашими народами...» В этой же рубрике — венок сонетов (15 стихотворений) Якова Шафрана «Россия». Последнее из них — магистрал — завершает цикл и является как бы сжатым содержанием всего венка:

Великая земля моя, Россия!

Твои озера, реки и моря,

Леса, поля свободны ль от насилья?

Здоров народ, традиции храня?

Как жемчуга в прекрасном ожерелье,

Стоят здесь — храмы, церкви, города.

Но повод для спокойного веселья

О детских судьбах будет лишь тогда,

Когда придут потомки к состраданью,

И справедливость будет к назиданью,

И патриоты встанут, как стена.

Тогда как прежде будешь суверенной,

Незыблемой и неприкосновенной,

Великой станешь вновь, моя страна!

 

Завершает рубрику «Дважды краснознаменная повесть имени Генерального Секретаря ЦК КПСС, Президента СССР Горбачева М. С.» Игоря Карлова. Как пишет сам автор в «Предисловии»: «название повести никак не связано с ее содержанием... М. С. Горбачев не является действующим лицом повести, и даже упоминается в ней, кроме названия, кажется, всего только один или два раза... автору, видите ли, захотелось действие своего сочинения отнести к последним месяцам существования Советского Союза, а М. С. Горбачев, безусловно, является ярким персонажем того драматичного и напряженного времени...».

Рубрика «Современный русский рассказ» открывается замечательным произведением Виктора Еремина «Событие». С удовольствием читаем рассказы Виталия Кузнецова «"Поцелуй" медведицы», «Варвар» и аллегорию «Собачья смерть»; «Сказки о паровозике» Николая Макарова, очерки разных лет Ольги и Натальи Артемовых «Герои, которых мы знали» с приложением очень интересных и познавательных фотографий и третью книгу саги «Побережье наших грез» «Голубую лавочку с видом на закат» Олеси Янгол и Виталия Ковалева.

«Образы и тропы поэзии» открываются удивительными, как всегда, стихами Анатолия Аврутина. Это цикл стихов «Осенние плачи».

 

Лишь утлая лужа звездами полна

Да клекот сменил соловьиное пенье.

А были ведь песни на все времена...

Но то времена... А теперь безвременье...

 

Душа Игоря Лукьянова в замечательных стихах болеет о народе:

 

Куда, родимая страна,

Отринув истину о братстве,

Без цели ты устремлена

При узаконенном богатстве

Одних и нищете других.

Какую долю выбираешь,

Когда иудам позволяешь

Стоять у алтарей твоих.

 

А как прекрасно сказал казахский поэт Бахытжан Канапьянов:

 

Ведь в мире этом не все как надо.

И ты причастен к тому,

Что завтра должно свершиться

И что свершилось в огромном мире...

 

«Бушуй волна! С тобой одной Природы / Мой русский дух до капли и до дна!» — говорит замечательный поэт Севера Андрей Сутоцкий. Песней любви звучат стихи алексинского поэта Валерия Виноградова:

 

Глаголы сердце жгут,

Слова слагают песни,

И вдвое легче путь,

Когда идем мы вместе!

 

Хороши стихи Елизаветы Барановой, Валерия Акимова, Виктора Злобина, Владимира Сорочкина, Сергея Редкова, Владимира Поповича и Николая Почтовалова.

В рубрике «Публицистика, литературоведение...» читаем статью Евгения Новичихина о высоком «градусе граж¬данственности, ...внимания к общественной жизни, к проблемам своей страны...» в книге Игоря Лукъянова «Вечная быль». Замечательна работа Вадимира Трусова «По своему дышать...» о новых именах в поэзии Русского Севера. Орготдел Академии российской литературы (президент Леонид Ханбеков) во главе с Евгением Скобловым создал интересную информативную страницу на Фэйсбуке. На ней ранее был опубликован отзыв Бориса Рябухина на талантливый, богатейший смыслами роман Алексея Яшина «Зато мы де¬ла¬ли ракеты: воспоми¬на¬ние о бу¬ду¬щем». Отзыв полностью приводится в рубрике журнала. Хорошо написана рецензия «Евгений и Евгения» Валентины Гончаровой на «интересную, ...наполненную глубокими подтекстами», романтическую книгу Евгения Скоблова «Декабрьская серенада». Завершает рубрику интервью с Эдуардом Георгиевским, высокопрофессионально взятое Геннадием Маркиным. Его название — «Если ты только для себя, то зачем ты?» — само говорит за себя.

 

ЗЕРКАЛО ЭПОХИ РАСТЕРЯЕВЩИНЫ

 

В № 8, 2017 всероссийского литературно-художест¬вен¬ного журнала «Подъем» опубликован отзыв из¬вес¬тного российского критика, президента Академии рос¬сийской литературы Леонида Ханбекова на прозу Алек¬сея Яшина.

http://podiemvrn.ru/zerkalo-epoxi-rasteryaevshhiny

 

Вышел в свет биографический словарь «Писатели земли тульской» (составитель Н. А. Макаров)

НАГРАДЫ

 

2 августа — День Воздушно-десантных войск — гвардии майор медицинской службы, член Союза писателей России, член редколлегии журнала «Приокские зори» МАКАРОВ Николай Алексеевич награждtн знаком «Ветеран Воздушно-десантных войск России», № 2798.

 

В День города (09.09.2017) член Союза писателей России, Российского Союза ветеранов Афганистана награжден медалью Тульской городской Думы «ЗА ЗАСЛУГИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА».

 

В День города (09.09.2017) в Тульском государственном музее оружия состоялось торжественное собрание, посвященное 20-летию региональной общественной организации «Тульское землячество».

На собрании выступил член Союза писателей России, Российского Союза ветеранов Афганистана Н. А. Макаров, рассказав о своих выпущенных и готовящихся к выпуску книгах, посвященных патриотическому воспитанию молодежи.

 

НАМ ПИШУТ

 

Редакциям

газеты «Тульская правда»,

журнала «Приокские зори»

 

Государственное учреждение культуры «Тульская областная универсальная научная библиотека» благодарит Алексея Афанасьевича Яшина, Марину Григорьевну Баланюк, Якова Наумовича Шафрана за помощь в пополнении фонда краеведческими и местными изданиями, в соответствии с Законом Тульской области «Об обязательном экземпляре документов».

В соответствии с Законом (№ 319-3T0) производители документов (издательства и издающие организации, редакции средств массовой информации, организации и лица, осуществляющие подготовку и публикацию изданий) обя¬заны доставлять в Тульскую областную универсальную научную библиотеку необходимое количество изданий, издаваемых на территории области,— как депозитарного хранилища местного обязательного экземпляра, установленное Законом. Но практика работы показывает, что принятие Закона не гарантирует обязательности его выполнения со стороны производителей документов. Обе¬спечение полноты поступления местного обязательного экземпляра в фонд библиотеки остается очень актуальным.

Ни одна издающая организация об¬ласти не дает информацию о готовящихся к печати изданиях, не печатает ката¬логов, издательских планов. Невыполнение обязательств со стороны производителей мотивируется высокой стоимостью изданий, иногда заказчик требует от типографии выдачи всего тиража, не считаясь с требованиями Закона. Приходится разыскивать за¬казчиков и убеждать их передать обязательный экземпляр. Библиотека использует различные возможности: информацию на радио, телевидении, в местной печати, просматривает наличие местных изданий в книжной торговле, киосках Роспечати, устанавливает связи с местными автора¬ми и составителями сборников, участвует в презентациях новых книг.

Сведения о вновь вышедших изданиях фиксируются в базе данных «Краеведение» и каталоге местных изданий. Если книги по каким-либо причинам не поступили в фонд библиотеки, для формирования каталога местных изданий проверяются «Книги Российской Федерации» и др., электронные каталоги Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, ресурсы центра Либнет, фонды районных библиотек Тульской области; в местной печати тщательным образом выявляются все анонсы новых книг и ста¬тьи о вышедших в свет изданиях (отдельное спасибо редколлегии журнала «Приокские зори» за рубрику «Библиография»). Все полученные издания находят отражение в печатных и электронных каталогах и картотеках библиотеки, библиографических указателях. С 2003 г. библиотека готовит ежегодный библиографический указатель местных изданий. Подготовка такого указателя вменена в обязанность библио¬теки Законом Тульской области «Об обязательном экземпляре документов».

Благодаря нашей совместной работе, в 2017 году фонд библиотеки пополнился электронными и печатными вариантами литературно-художественного и публицистического журнала «Приокские зори», литературно-музыкального альманаха «Ковчег», газеты «Тульская правда», а также вновь вышедшими книгами тульских авторов. Все эти издания можно найти в нашем фонде в бумажном и электронном виде. С текстами книг можно познакомиться в Полнотекстовой базе на сайте ГУК «ТОУНБ» (www.tounb.ru).

В этом году с новыми произведениями тульских писателей могут познакомиться и жители ближайших и отдаленных районов Тульской области в своих центральных библиотеках.

Отдельные слова благодарности хочется выразить в адрес уже практически нашей коллеге — Марине Григорьевне Баланюк. Продолжая традиции прошлого года, она остается активным организатором и координатором наших совместных действий. Благодаря ее усилиям восполняются лакуны печатных изданий, налаживаются контакты с тульскими авторами.

И в заключении хочется процитировать призыв из рубрики «Библиография» журнала «Приокские зори»: «Уважаемые авторы! Не будьте безразличны к судьбе своих книг...» и дополнить от имени нашей библиотеки: «участвуйте в создании регионального библиотечного фонда, а мы, в свою очередь, не только сохраним ваши издания для потомков, но и оповестим о них современников!».

Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

 

С уважением,

Директор

ГУК «Тульская областная универсальная

научная библиотека»

Т. В. Тихоненкова

 

 

* * *

Добрый день, уважаемый Алексей Афанасьевич.

Направляю Вам, как обещала, обсуждение на ЛИТО Вашей книги «Беседы», получившей высокую оценку всех выступавших. В конце июля направила материал на дискуссию. Всего Вам доброго. Самые искренние пожелания успехов от мужа.

Людмила Авдеева. 15 августа 2017 г.

 

Обсуждение романа А.А. Яшина

«ЗАДУШЕВНЫЕ БЕСЕДЫ ОБ УМОЗАМЕЩЕНИИ»

 

Традиционная встреча московского ЛИТО «Вдохновение», открывшая новый 15 ый сезон работы студии, вызвала неподдельный интерес у посетителей досугового центра при ТЦСО Басманный, собравшихся в просторном актовом зале. Программа действительно была насыщенной: презентация нескольких сборников, обсуждение книги А. А. Яшина «Задушевные беседы об умозамещении», литературно-музы¬каль¬ные выступления.

В первом отделении программы собравшимся был представлен 20-ый, юбилейный, коллективный сборник ЛИТО, изданный в серии «Современная литература» в издательстве «У Никитских ворот». Составитель альманаха «Преодоление», автор поэтического предисловия, руководитель ЛИТО, член СПРФ Людмила Авдеева рассказала о работе над сборником, состоящем из трех разделов — «Книга в книге», «Поэзия» и «Проза». В альманах вошли произведения военной тематики, пейзажная и любовная лирика, философские эссе, басни, эпиграммы, стихи для детей, воспомина¬ния, часть из которых авторы, как профессиональные, так и самодеятельные, прочитали со сцены. Затем состоялась презентация новых книг членов ЛИТО. Евгений Кузнецов представил свой первый философский роман «Апрель в Крыму», в котором через восприятие молодого человека из глубинки, поступившего в Литературный институт, показал картины постсоветской России, перерождение людей, занимающихся творчеством, их алчность, гордыню, зависть, эгоизм. Людмила Авдеева представила две свои последние книги из серии «Восточный калейдоскоп», вошедшие в цикл, посвященный КНДР. (Восемь книг этого цикла изданы ранее и за них автор награждена корейским серебряным Орденом Дружбы). Поэтическая книга «Азалия - цветок любви» посвящена легендарной героине антияпонской войны Ким Чен Сук. В книге «Пою Корею» автор передает свои впечатления от поездки в страну и языком поэзии описывает увиденное: трудовые будни, природу, достопримечательности, богатую культуру, встречи с людьми, дружественную атмосферу, возвращающую в молодые годы, полные веры в идеалы справедливости. В ходе презентации автор отвечала на вопросы, связанные с малой информированностью о действительном положении в КНДР и ситуацией в связи с введением американских санкций.

Вторая часть программы была посвящена обсуждению новой книги известного ученого, писателя, члена правления Академии российской литературы, Алексея Афанасьевича Яшина «Задушевные беседы об умозамещении». Творчество писателя-философа хорошо знакомо не только членам ЛИТО, но и многим пришедшим на встречу, так как широко обсуждалось ранее в разных аудиториях. Тем не менее, Л. Е. Авдеева напомнила об основных произведениях А. Яшина, его романах патриотической, авантюрной, философской направленности, таких, как «Историк и его История», «Любовь новоюрского периода», «Катехизис идеалиста», «Сны и явь полковника Хмурова», «Зато мы делали ракеты», «Административный восторг». Так же она познакомила с содержанием новой книги, отметив, что «Беседы...» — восьмая книга в «серии рассказов Николая Андриановича». В заголовке автор использует новояз «умозамещение» по аналогии с популярным ныне термином «импортозамещение», что отвечает основной теме бесед — «повреждение нравов и ума» в современном мире. В новой книге герой ведет свои задушевные беседы с другом, тоже знакомым читателям преподавателем вуза Скородумовым. Зимними четвергами они собираются у камина в загородном доме тоже ранее появлявшегося персонажа Прокофьевича и его хлебосольной жены и кота Мичмана, родственника кота Матроскина из мультфильма. Герои беседуют обо всем – о великих ученых с мировыми именами, о политике, экономике, современной медицине и образовании, литературе и выборах в Думу, безденежье простых людей, об отношениях в профессорско-препода¬ва¬тель¬ской среде, о нынешней молодежи и ее будущем, о работе и отдыхе. В книге 10 новелл, названия которых продуманы и манят читателя скорей открыть книгу. К каждой новелле точно подобраны эпиграфы, среди которых поэтические строки Языкова, Рубцова, Талькова, частушки, мудрые мысли прозаиков. А заканчиваются все новеллы прекрасными иллюстрациями из книг 19—20 вв. и короткими, яркими, с юмором и сарказмом написанными текстами автора — своеобразными диагнозами чиновникам, демагогам, стукачам-доносителям и прочим окружающим нас фигурам, порожденным временем глобализации.

Людмила Авдеева подчеркнула, что Алексей Яшин неординарный человек и писатель, с большим жизненным и творческим опытом, твердыми убеждениями, гражданской позицией, нравственными ориентирами, энциклопедическими знаниями. При этом он умелый рассказчик, мастер слова со своим сложившимся колоритным литературным языком, изобретатель захватывающих сюжетов и диалогов, в творчестве которого первостепенна морально-философская составляющая. Ведущая предложила высказать свои мнения всем, кто прочитал роман.

Евгений Кузнецов, актер драматического театра и кино, окончивший ГИТИС в мастерской народного артиста СССР В. Андреева, сказал, что с большим интересом прочитал роман и его удивил масштаб тем, которые поднимает автор. «Поражает эрудиция, объем знаний Яшина, одинаково хорошо знающего проблемы оборонной, медицинской, пищевой промышленности, системы высшего и среднего образования. Поразило меня и то, что ученый-исследователь детально знает психологию работников сценической и кинематографической сферы, очень точно подметил эффект «последнего кадра», финальных сцен, как особенно запоминающихся, что сегодня ловко используется при составлении концертных программ, в различных шоу и зачастую приводит к ловкачеству, зависти, неблагонамеренным поступкам в творческой среде».

Молодой преподаватель вуза А. Архипов отметил, что «автор четко раскрыл чиновничий мир, так называемых патриотов, берущих взятки в рублях. В книге много сатирических страниц, хороший литературный язык, короче, есть чему поучиться, что запомнить и взять на вооружение». Он также подробно остановился на новелле «Паранойя за клавиатурой», отметив, что и сам относится к компьютерному поколению, которое поселилось в Интернете, и эта тема интересна для обсуждения с молодежью.

Присутствовавший на встрече Г. П. Авдеев, д-р ист. наук, политолог, сказал, что хорошо знаком с творчеством Алексея Яшина, перечитал все его романы, повести, рассказы, колонки редактора в журнале международного значения «Приокские зори». «Яшин — писатель-энциклопедист с уникальным мышлением, твердым мировоззрением, писатель, проницательный взгляд которого ловит малейшие детали современного мира, фиксирует события, факты, коллекционирует характеры»,— отметил Г. Авдеев. Он также подчеркнул, что «Беседы», как и предыдущие книги Яшина, «сочетают красоту русского языка, яркость художественного повествования, острую публицистичность, философию гуманизма». Вспомнив статью Яшина в «ПЗ» о Дмит¬рии Мережковском и его роли в духовной жизни России, Г. П. Авдеев отметил, что своей литературной деятельностью Яшин вносит значительный вклад в духовную жизнь современной России. «Яшин сверхчувствителен к происходящему, обостренно чувствует окружающий мир, размышляет о самых разных аспектах бытия, хорошо зная культурно-исторический код России, его творчество писателя-патриота дает возможность понять читателю, что в современном мире глобализма стержнем должны стать морально-нравственные основы состоятельной человеческой личности, что недопустима замена творческого мышления потребительским. Новая книга Яшина — летопись, дневник, история болезни современного общества».

Член СПРФ А. В. Маркович обратил внимание собравшихся на новеллу «Зеркало эпохи...», в которой автор с горькой иронией и сарказмом пишет о современном информационном потоке, о нелицеприятной роли СМИ, дает интересные диалоги редактора, авторов, читателей, размышляет о состоянии нынешних толстых журналов, книгопечатанье, литературных студиях. «Очень тонко подмечено автором в надписи к иллюстрации, сказал выступающий,— что А. С. Пушкину сейчас бы редакторы предложили переделать стихи в рэп, и добавить в роман эротические сцены, после чего он сам бы попросил Дантеса себя пристрелить».

После этого выступления прозвучали реплики об изданиях низкопробной литературы, изъятии из школьных программ классики, о пресловутом ЕГЭ. Библиотекари Центра посетовали, что больше не получают журнал «Приокские зори», который пользовался популярностью у читателей и все номера которого обсуждались совместно с ЛИТО «Вдохновение».

Член ЛИТО «Вдохновение» Н. Е. Кругликова, дав высокую оценку книге, отметила, что ее, как бывшего преподавателя школы и вуза, наиболее задели беседы о современном образовании, о необходимости должного воспитания, чтобы, говоря словами Яшина, не выросло поколение «уродов американо-европейского образца», равнодушных к стране, с убогим мышлением. Она призвала беречь русский язык, классическую литературу и помогать молодежи выбирать правильные книги для чтения, чтобы изучать жизнь во всех ее проявлениях, во всем многообразии и делать правильные выводы.

Экскурсовод Т. Минаева отметила, что книга Яшина своеобразная экскурсия по временам прошедшим и нынешним и автор создал немало ностальгических страниц, вызывающих воспоминания о стране, которую мы потеряли. Ее поддержала инженер Н. Степанова, сказавшая, что страницы книги о времени СССР, о работе совета экономической взаимопомощи — СЭВ, о просветительской роли профессорско-препода¬ва¬тельского состава советской школы вызвали у нее, как и у других людей старшего поколения, прочитавших «Беседы», глубокую грусть о потерянном. «Мы, люди, вложившие свой труд, свои знания и большую часть жизни в процветание государства и его достижения, как и автор, испытываем глубокую боль, наблюдая неблаговидные явления современной жизни».

Подводя итог обсуждению, Л. Е. Авдеева отметила, что действительно в книге А. А. Яшина немало страниц, отразивших негативные стороны современной жизни, которые автор описывает с болью и горечью, приправленными юмором, иронией, сарказмом. «Но заключительная новелла все-таки оптимистична и недаром названа «Россия не Европа...»

«Все мы, пишущие о сегодняшнем дне нашей родины, о происходящем в мире, делаем это для того, чтобы наша страна стала «страной гениев, а не дураков», как пел Тальков, и это возможно, если мы не допустим, чтобы творческое мышление было заменено утилитарным, потребительским. И такой пример истинного патриотизма — творческая, литературная, научная, преподавательская, издательская деятельность замечательного человека, писателя с большой буквы Алексея Яшина. Новая книга Яшина — это несомненная новая удача автора».

Закончилась встреча традиционным чаепитием, а, как пишет в своей книге А. А. Яшин, «чай, с сахаром в прикуску и с лимоном из тонкостенного стакана распо-лагает к обстоятельным и приятным беседам», которые еще долго продол¬жались в тот вечер.

Людмила Авдеева,

член Союза писателей России,

Международной федерации журналистов.

Руководитель ЛИТО.

 

ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ТУЛЫ

По материалам сайта http://tro&spr.ru

 

16 сентября 2017 года состоялось общее собрание Тульского регионального отделения Союза писателей России. Были избраны делегаты на съезд Союза писателей России: председатель Тульского отделения Союза писателей России, поэт Николай Алексеевич Жуков, заместитель председателя, прозаик Валерий Яковлевич Маслов. Избран Творческий совет во главе с В. В. Киреевым в составе Г. Н. Маркина, В. Г. Виноградова, Н. В. Сорокина, О. В. Пантюхина. После собрания писатели посетили Почетную аллею на Смоленском кладбище и возложили цветы памяти Н. Д. Парыгиной и В. Ф. Пахомова — тульских писателей, оставивших заметное творческое наследие в XX веке.

ЕФИМ ГАММЕР: «ВРЕМЯ ТЕБЯ САМОГО ПЕРЕКЛЮЧИТ, ЕСЛИ НАЗРЕЛА ОПРЕДЕЛЕННАЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ В НАСТОЯЩЕМ, И ТЫ НЕ ИЗРАСХОДОВАЛ СВОЮ ЖИЗНЕННУЮ ЭНЕРГИЮ НА ПУСТЯКИ»

18. 09.2017

Ефим Гаммер,

Земляки Оренбуржцы, интервью.

Ефим Гаммер. Этого человека знает весь Израиль. Его там называют уникумом. В 1998 году в возрасте 53 лет наш бывший соотечественник Ефим Гаммер вернулся в бокс после 18-летнего перерыва, и тридцать раз подряд, до семидесяти лет, становился чемпионом Иерусалима, став самым высоковозрастным действующим боксером в мире на любительском ринге.

— Люди инстинктивно боятся возраста. Почему?

— Когда после 50-ти повышается вес, надо опасаться сахарного диабета. Ког¬да начинаешь худеть, приходится опасаться рака.

Не жизнь, а медицинский лабиринт: туда ли, сюда ли, везде натыкаешься на визитку Минотавра.

А не проще ли подумать о том, что в детстве и двадцатилетнюю девушку называли тетенькой?

— Тетенька, сколько сейчас времени? — Вот именно, сколько сейчас времени на наших биологических часах? И убеждаемся, минуту подумав, отнюдь не то время, что было у наших ровесников в предыдущую эпоху. Можно приводить примеры из Пушкина, Толстого, Достоевского, называющих своих, молодых на наш нынешний взгляд героев тридцати-сорока лет пожилыми людьми, а то и стариками. Отсюда — и самовнушение или внутренняя установка: наше время иное — и мы под стать ему. В Израиле проще, тут до 50, порой и дольше, остаешься солдатом-резервистом, дважды в году ходишь на месячные армейские сборы. Волей-неволей, находишься в форме. А тут еще и дети подрастают, и тоже — с 18 лет — уходят в армию. Подчас оказываетесь рядом в боевых порядках матушки-пехоты. И что? На глазах собственного ребенка выглядеть слабаком? Простите, это не для нас! Я, например, в 1998 году, 53 лет от роду, в день, когда мой сын Рони был призван в армию, решил вернуться после 18 летнего перерыва в бокс, чтобы «в случае чего» встать ему на замену. Так что о беспомощности говорить не приходится, да и о ненужности тоже. Ведь на пенсию у нас выходят в 67 лет, из бокса — по собственному желанию. А из творчества — никогда, в особенности, когда уже изначально осознал: если будешь самим собой, все остальное приложится.

— Надо ли на что-то переключаться, когда приближается пенсия? И надо ли так уж торопиться на этот самый «заслуженный отдых»?

— Жизни нет, а смерть приближается. Притом, незаметно, будто ее нет в наличии. А нет, так нет! И радуемся куску хлеба, рюмке водки, свежему воздуху и приятной встрече с любимой. Жизнь — вот она, хоть ее и нет. А смерть... кто ее видел?

Никто не откликается.

Что ж, придется черпать из собственного опыта. В 1980 году, в августе, сдавая кровь, я отключился от жизни, и ушел в небеса. Поднимаюсь все выше и выше, небо тянет подобно магниту, при этом выглядит как редкие снежные хлопья. Они медленно сближаются, скрепляются в одно целое, и вот уже передо мной плотный снежный наст. Пробью его головой, и окажусь там, в неимоверно притягательном мире. Эйфория, непередаваемое счастье.

Однако — главное! — о чем я подумал в этот момент?

«А кто издаст мои книги?» — подумал я, и тотчас по касательной ушел в свое тело и очнулся на каталке, чуть ли не объятиях медсестры, добывающей мою кровь стахановским методом.

Вскоре я внезапно стал художником. Не просил об этом, не помышлял. Просто — взял в руки рапитограф, и пошло-поехало, как по велению свыше. Первая коллективная выставка не где-нибудь, а в Кнессете — израильском парламенте, среди лучших художников-репатриантов из разных стран. И призы — медали и грамоты — с международных выставок: из Франции, США, Канады, Австралии, теперь уже 15.

К чему я об этом? Да к тому, что время тебя самого переключит, если назрела определенная неудовлетворенность в настоящем, и ты не израсходовал свою жизненную энергию на пустяки. А во мне в тот момент жизни — назрело. Печататься было негде, не то, что ныне. Советский Союз был закрыт для наших произведений. Книги нужно было издавать за свой счет, а денег у нового репатрианта не очень. Вот душа и рвалась к равноценному заменителю, дающему творческую удовлетворенность, к какому-то эсперанто, в данный момент визуального толка, не требующему перевода на иврит или английский. Разуй глаза — смотри на картину, и все тебе понятно, будь ты еврей, русский, англичанин, француз или китаец.

— Что делать, чтобы оставаться трудоспособным, в тонусе? И в состоянии ли человек и «в годах» сохранять «форму»? Как у вас это получается? — Старость не побеждают. С ней борются. Побеждает она, если в это соревнование не вмешивается предварительно смерть.

Если от старости все тело болит и ноет без всякой причины, то значит, пора боксом заниматься.

Будет тело наконец-то болеть и ныть по причине вполне объяснимой. И о старости думать не захочется.

Но если только боксом заниматься, то вскоре появится и душевная боль: что ты понапрасну себя гробишь, где твои законченные рукописи, написанные картины? В голове? Так зачем ты ее подставляешь под шальные кулаки? Ах, затем, чтобы накопились свежие мысли? И где же они? Покажи.

Смотри, не жалко: моя картинная галерея, мои стихи и проза, моя галерея творческих наград.

С молодых лет я создал для себя понятие творческой спирали. Вот это и позволяет мне находиться в тонусе и быть исключительно работоспособным. В чем секрет? Представьте себе, вы пишите роман, и где-то на 120-й странице застопорились, вдохновение ушло, музу отправили в помощь студентам на уборку картошки. И что? Пить горькую? Впадать в депрессию? Зачем? Берешь какой-нибудь подвернувшийся под руку литературный журнал, открываешь и, смеясь, читаешь чью-то нетленку, умершую под пером своего создателя. Тут же само собой сочиняется:

 

Она лежала на диване

И думала о Дяде Ване.

 

Включаешься в юмористический настрой, и тонус уже зашкаливает. То ли он хохочет, то ли ты сам. Но бумага все терпит, и на нее в сопровождении карикатурного толка рисунков вываливаются неуловимые «Засланцы» — герои моего юмористического романа.

А устанешь от юмора, переходишь к детским стихам, чтобы затем вновь обратиться к серьезной прозе, а коли еще не созрел, отправляешься проветрить мозги на ринге. Вот такая творческая спираль — спасительница, с ней не соскучишься и не проиграешь, если ты по натуре творческий человек. Человек со стороны, досужий теоретик от искусства, подобный тем, кто когда-то, в годы развитого соцреализма, проповедовал узкую специализацию, вряд ли поймет проверенное мной до мелочей: разносторонность привносит нечто новое, когда переключаешься в иные сферы творчества. Предположим, ты переходишь со стихов на прозу, от прозы на юмор, с юмора на детскую поэзию или живопись. Элементарный разброс таланта? Или? Это способствует — во всяком случае, во мне так и было — рождению новых жанров. У меня это: стихография — соединение стихотворения и рисунка в одно неразъемное целое, стиходжаз, а также повесть и роман ассоциаций, о чем писала в журнале «Знамя» № 8 — 2007 критик Анна Кузнецова.

В живописи у меня вообще собственное направление — гаммеризм, название включено в Лексикон израильских художников, изданный в начале девяностых в Тель-Авиве. Под этим названием прошла и моя персональная выставка в Доме художников Иерусалима.

 

— А какие лично вы можете назвать плюсы возраста, когда считаешься уже абсолютно зрелым?

— Вчерашний день мы помним. Завтрашний предвидим. О послезавтрашнем задумываемся. И все бы хорошо, но на самом деле, пусть вчерашний день мы помним, но завтрашний никак не предвидим, даже если собираемся проводить вечеринку и заранее радуемся предстоящему удовольствию.

21 июня 1941.

5 августа1945.

10 сентября 2001.

Отсюда и китайская мудрость: не радуйся заранее.

Впрочем, мудрость ли это?

Так что плюс нашего возраста, когда мы становимся уже зрелыми и не подвластными идеологическим обманам политических вертихвосток, вчера — ярых атеистов, сегодня — верующих, в том, что мы хорошо знаем прошлое и, попадая на знакомые кочки, тотчас понимаем: нет, это болото не для нас. Мне вспомнился забавный случай, недавно случившийся со мной на фейсбуке. По какой-то причине я упомянул об ушедших в утиль книгах Леонида Брежнева, некогда издаваемых миллионными тиражами. И сказал, что в честь того, чтобы генсека принять в Союз писателей СССР и ему выдать членский билет за номером 00001, провели обмен этих билетов, напечатали тираж, и вручили. И вот мой френд на фейсбуке, сотрудник «Литературной газеты» первого десятилетия 21 века, не доверяя моим воспоминаниям, попросил ссылку. Какая ссылка, написал я, если это вручение Брежневу писательского билета видели по телевизору миллионы советских граждан, часть из которых вздыхало из-за впустую растраченных средств на красные корочки, когда в магазинах очереди, а зарплата — дожить бы до получки.

Вот вам и реальная разница в возрасте. Следующее за нами поколение не знает реально прошлого своих старших братьев и родителей. А ведь — вспомним! — 2012 год был объявлен в России Годом российской истории. И в эфире то и дело звучали слова Максима Горького: «у человека, который не знает своего прошлого — нет будущего».

— Ефим, о вас говорят, что вы — уникальный человек. В Израиле вы знамениты не только литературными произведениями, выставками в Доме художников Иерусалима, но и своими спортивными достижениями. Пожалуйста, расскажите, как все происходило? С чего началось? Как долго вы к этому шли, когда достигли пика славы? И как сохраняете физическую форму?

— Ученые доказали, что 2 миллиона лет назад человек начал есть рыбу и морепродукты. В них, как доказали те же ученые, присутствуют жирные кислоты, за счет которых стал увеличиваться человеческий мозг, и в результате венец творения умнел раз за разом, пока, наконец, не достиг нынешнего интеллектуального развития.

— Ох, уж эти ученые,— набегает шальная мысль.— Все бы им показать свою образованность. Нет, чтобы поинтересоваться уровнем интеллекта у акулы. А ведь она начала употреблять жирные кислоты вместе с телом рыбы задолго до человека.

В чем отличие человека от акулы? Акула — самодостаточна: все при ней, океан и живое мясо, плавающее поблизости. И без всяких тренировок она набирает вес и убойную мощь. Человеку же от природы дается только желание — быть. А еврейскому мальчику, которому беспардонно тыкали в лицо, что евреи воевали в Ташкенте, хотя его старшие двоюродные братья сражались с фашистами, приходилось, подражая тем же старшим братьям, бить, чтобы быть. Уже в первом классе, в 1952 году, я повел своих друзей в бокс. Но нас не приняли. Сказали — маловаты. Пришлось подрасти. К тринадцати годам я пришел со значительным перевесом — долго болел, лежал в постели, вот и набрал лишних 5 кг. Как войти в форму? Решение одно — бокс. И я кинулся в бокс без оглядки, согнав на пути в чемпионы излишки веса, и к 17 годам уже обладал многими титулами, самые приятные из них — победитель первенства Латвии и Прибалтики. Дальше — больше. Но после демобилизации из советской армии, где я тоже был чемпионом, я оставил бокс из-за того, что учился в институте. При этом совершенно не предполагал, что в 1978 году, готовясь к репатриации в Израиль, опять надену кожаные перчатки, сгоню в этот раз 19 кг веса с 70 до 51 и вновь поднимусь на пьедестал почета первенства Латвии, чтобы в Израиле попасть в сборную страны и приехать на Московскую олимпиаду 1980 года. Однако, в связи с вторжением советских войск в Афганистан, западные страны проигнорировали московскую олимпиаду. И я повесил свои боевые перчатки на крючок, опять-таки не думая, что спустя 18 лет вновь брошусь в бокс, согнав на этот раз 15 кг. С 69 до 54.

Что поразительно в этом боксерском марафоне? Каким-то образом, не сговариваясь с самим собой, я обращался к боксу в 13—33—53 года, возвращался, согласно этой формуле дважды, через каждые 20 лет. То ли это заданная потребность организма омолаживаться каждые двадцать лет, то ли какая-то пунктирная ориентировка свыше. Но одно я знаю точно: и в 33, и 53 бокс мне спасал жизнь, вытачивая скульптурное тело из бесформенной массы, отягощенной всякими хворями, калорийной пищей, коньячными напитками, сигаретным дымом.

1 июля 1998 года, провожая сына в израильскую армию, я выпил последнюю рюмку коньяка, и пошел в бокс, попутно бросив курить. А как я боксировал в этаком пенсионном для спортсмена возрасте, тридцать раз становясь чемпионом Иерусалима, лучше всего расскажет известный израильский комментатор, мастер спорта и тренер Элияху Бен-Мордехай. (Журнал «Заметки по еврейской истории» № 6(153) июнь 2012 года):

«В первой паре жеребьевка свела легенду израильского бокса Ефима Гаммера с молодым Лироном Розенталем — (оба из столичного клуба, вес полулегкий, воспитанники Эли и Гершона Люксембург).

Уму непостижимо, в этом году Гаммеру исполняется шестьдесят семь! У него толпы зрителей, которые приходят болеть исключительно за него. Гаммеру в этом возрасте делать бы ставку на опыт и технику. Но нет, вопреки здравому смыслу, он добывает свои победы неутомимостью ураганных атак, гоняя противников по всем углам и канатам.

Месяц назад Лирон впервые стал чемпионом Иерусалима. И вот — решил у Фимы добыть победу. Но до победы не дотянул. Опыта и воли ему не хватило. Золотая медаль и Кубок за лучшую технику достались Гаммеру — «бородатому динозавру».

— Долголетие — особенности наших генов или это зависит еще и от себя самого?

— Кто признанный долгожитель на земле нашей — матушке? Попугай! Но почему-то, будь пернатому аксакалу хоть за сто лет, это не мешает его хозяину говорить своему любимцу: «Попка-дурак».

Однажды я наблюдал довольно забавную картину, находясь в гостях у потомка одного из посольских работников, покинувших Израиль из-за разрыва дипломатических отношений в связи с Шестидневной войной.

— Скажи, попка-дурак,— спрашивал этот потомок, стоя у клетки и хитро подмигивая мне.— Чего нам ожидать в ближайшей исторической перспективе?

— Кар-р! — взволнованно и громко провозглашал попугай.

— Вот дурак! — смеялся наследник собственного папы.— Остолопу за сто лет, а по-человечески говорить не научился под вашими пальмами. Каркает, как будто его мама-ворона родила.

— А он не каркает! Он предостерегает! — встал я на защиту мудрой птицы.

— От чего же он предостерегает?

 

— От нового ледникового периода. Почитай, пятьдесят лет вас предостерегает, а вы насмехаетесь над ним, дураком называете за прозорливое карканье.

— Это как же?

— А так, что на иврите «кар» — это «холод». Следовательно, когда спрашивают, чего ожидать, он дает прогноз погоды на ближайшее будущее — «похолодание».

— А выживем?

— По попугаю, все зависит от генетики. Допустим, если ваши родители, деды и бабушки жили до глубокой старости, то и вам предстоит.— Мои жили. Молотов — 96, Ворошилов — 88, и примкнувший к ним Каганович — 98. Значит, и мне? Что ж, тогда выпьем за здравье.

Только налил, только пригубил, как тут, откуда ни возьмись, прилетела пуля террориста.

И долголетие, не начавшись, кончилось, как и советская власть, которая, казалось бы, навсегда.

— Дети — это наше продолжение. Но почему-то, при всей взаимной любви, постоянно и почти у всех возникает этот вековой конфликт под «номером» «отцы и дети». Как вести себя взрослому родителю с подросшими детьми, чтобы сгладить острые углы противоречий? Надо ли идти на принцип, или стоит как-то постараться сохранить мир и тепло? И надо ли так уж рассчитывать на детей, на их материальную помощь и так далее?

— Маленькие паучата спрашивают у мамы:

— Каким был папа?

— Вкусным! — отвечает мама.

А я скажу так: самое правильное — это думать о детях еще до их рождения. Дело в том, что мы передаем свой генный код нашим потомкам. Следовательно, необходимо быть в отличной форме, чтобы передать по эстафете здоровье, родовое долголетие, разнообразные таланты, тягу к творческой работе и отсутствие зависти — самого страшного хищника, уничтожающего в человеке все перечисленное выше. Например, мой папа Арон Гаммер, 1913—2001, обладающий всевозможными талантами — музыканта, изобретателя, жестянщика, художника, поэта, но не раскрывшийся полностью по вине обстоятельств той жизни, когда, если не война, так погром, передал мне, моей сестре Сильве — музыкальному педагогу, моему брату Борису — известному джазовому саксофонисту, очень многое. И мы, в свою очередь, это передаем нашим детям. Мой сын Рони, например, закончил израильский ВГИК, сегодня он режиссер кино и преподаватель киноискусства. Моя дочь Белла специалист по психологии, работает над докторской диссертацией. Надо ли им помогать? Разумеется. Чем могу, помогаю. Как никак я теперь не только папа, но и дедушка, у меня четыре внука, три от Беллы, один от Рони, все мальчики, мал мала меньше. Стихи еще не пишут, но рисунки в подарок от старших я уже получил. Так что эстафета, начатая от царя Давида — музыканта, поэта, певца и победителя Голиафа — продолжается. И никаких конфликтов.

— И напоследок несколько философских вопросов. Что такое, на ваш взгляд, счастье?

— После кораблекрушения вынесло его приливной волной на берег. Счастье? Счастье!

В ближайшем лесу он натолкнулся на раскопанный клад. Счастье? Счастье!

Смотрит-радуется: груды золота и брильянтов. И никого вокруг, ни одной живой души, то бишь грабителя.

Через две недели другой искатель приключений, выброшенный приливной волной на берег, обнаружил его обглоданные койотами кости. А рядом — раскопанный предшественниками клад. Когда же обрадовался везенью, подоспели и койоты.

Так что счастье — это не подарок судьбы. Счастье мы носим в себе. И оно в полной красе проявляется в момент исполнения желаний.

Не желай — и не встретишь счастья.

Пожелай — и оно выйдет к тебе навстречу. Но не сразу. Не в первый момент. На то оно и счастье, чтобы материализоваться лишь тогда, когда нужно оно позарез. Иначе надейся на сказки, где дуракам — счастье.

— Любовь всем возрастам покорна? Какая она, очень взрослая любовь?

— На эту тему есть у меня очень короткий рассказ. Любовь ушла. Утром он не проснулся.

А если ближе к реальной жизни, что ж... В пору, когда семейная лодка дала трещину, что обычно случается накануне пятидесятилетия, я пригласил в студию на интервью израильскую поэтессу Лиору, с которой был хорошо знаком. После эфира мы поехали к ней, чтобы пообщаться с ее парнем, прибывшем из России в гости. Я прихватил с собой бутылку израильского коньяка, чтобы заморский гость почувствовал себя в Израиле как дома. Потом оказалось, что надо было брать водку. Но дело не в напитках, сорок градусов там, сорок градусов здесь, и ни в одном глазу.

Почему? Дело в том, что глаза мои затмила подруга моей израильской поэтессы Белла, аспирантка Еврейского университета Иерусалима, пришедшая к ней за письмами от родных, которые она получала на ее адрес, так как своей квартиры не имела, а жила в университетском общежитии. Кроме того, она была тоже поэтесса, известная на Украине, в России — печаталась в «Юности», и в США — переводилась на английский язык.

— Откуда ты такая? — спросил я.

— Из Одессы.

— Вот это да! Ты мне и нужна! У меня все предки из Одессы!

С тех пор и не расстаемся.

А вы говорите: какая она, любовь в возрасте? Да такая же, как всегда, если она есть. А если нет, то можно писать:

 

Любовь удалилась по малой нужде

И больше домой не явилась.

А ты в телевизор смотри на вождей,

Роняя из глаз своих сырость.

 

— В каком порядке по значимости вы бы расставили такие понятия, как деньги, здоровье, любовь, счастье, слава, карьера... И как этот порядок выглядел в вашей юности?

— Славой сочтемся. Так считал и в юности, и сейчас. С молодых лет внутри меня сработалась система антизависти, как в творчестве, так и в спорте. В самом простом представлении это выглядит так.

Мопассан? Хотел бы его славу? Но ведь при этом надо взвалить на себя и его жизнь. И угасание в психушке, и смерть от сифилиса. Нет, это не по мне.

Перечислять имена великих можно и дальше. И каждый раз, как мысленно назовешь имя, внезапный стопор: то у них жизнь была слишком короткой, то умерли, не дописав главного своего произведения, то наяву, если отбросить хрестоматийный глянец, творили всяческие безобразия.

Карьера? В советские времена развитых в социализме семидесятых годов я закончил отделение журналистики Латвийского университета. К тому времени выпустил уже документально-художественную повесть «В прицеле — свастика», которая — даже в 2015! — оказалась не только востребованной, но и получила диплом «Лучшая книга» года на международном конкурсе в Германии. Но работы по журналистике не нашел, хотя уже был членом Союза журналистов СССР и работал до этого в газетах. Почему? Можете не верить, но это — правда. Не брали на работу в редакцию из-за пятого пункта, потому что по национальности еврей. В лучшем случае, если бы устроился, ни о какой карьере не пришлось бы мечтать. Потому что я не собирался вступать в партию, как и все члены моей многочисленной семьи — от дедушек до родителей и старших братьев и сестер. Тогда-то я и уехал в Сибирь, работал в районе взрыва Тунгусского метеорита, в районной газете, где даже не подозревали о квоте для евреев при приеме на работу в газете. В результате родились роман «Один на все четыре родины», принесший мне Бунинскую премию в 2008 году, повести «Укрылась женщина в снегу» и «Тунгуска». Словом, вместо карьеры обогатился новым жизненным материалом для произведений, что мне дороже всего. Следовательно, могу утверждать, глядя из Риги 1975-го и Иерусалима 2016 годов: первое — здоровье, второе — взаимная любовь, все остальное в свободном расположении по ранжиру, желательно, конечно, в том объеме, чтобы внутренне осознавать, что жизнь прошла не зря. Для меня это главное: внутреннее осознание того, что сделано.

— Что вас сейчас больше всего беспокоит и к чему вы абсолютно равнодушны?

— Голда Меир: сорок лет Моисей водил евреев по пустыне, чтобы привести в единственное место на Ближнем Востоке, где нет нефти.

От себя добавим: а почему? Наверное, затем, чтобы отыскать самое незавидное место на земле, чтобы евреям никто не завидовал и не претендовал на их Израиль.

Однако...

Вот это и беспокоит.

А равнодушие? Об этом можно говорить разве что со статуей царя Давида в Санкт-Петербурге, которой, по требованию возмущенных представителей взрослого населения, необходимо прикрыть тряпочкой в отсутствии фигового листка половой орган, дабы не возмущал детишек, шагающих в школу. На самом деле, этот половой орган, прицепленный к телу еврейского царя, может возмутить только евреев, так как он не обрезанный — не прошел брит-мила, если вспоминать об иврите.

 

Беседовала Елена Серебрякова

 

Для справки:

Ефим Гаммер — родился 16 апреля 1945 года в Оренбурге, закончил отделение журналистики Латвийского госуниверситета в Риге, автор 25 книг, лауреат ряда международных премий по литературе, журналистике и изобразительному искусству. Среди них — Бунинская серебряная медаль, Москва, 2008, «Добрая лира», Санкт-Петербург, 2007, «Золотое перо Руси», Москва, золотой знак — 2005 и золотая медаль «Лучшему автору» — 2010, «Петербург. Возрождение мечты, 2003». В 2012 году стал лауреатом (золотая медаль) 3-го Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков и дипломантом 4-го международного конкурса имени Алексея Толстого. Живет в Иерусалиме. Член редколлегий журналов «Литературный Иерусалим», «Литературный Иерусалим улыбается» (Израиль) и «Приокские зори» (Россия), широко печатается в журналах России, США, Израиля, Германии, Франции, Латвии, Дании, Финляндии, Украины, Молдовы и других стран, переводится на иностранные языки.

http://www.50plus.ru/be_in_the_plus/lichnost/121/5404.xtml

 

Академия российской литературы

Общедоступная группа

Евгений Скоблов

 

АКАДЕМИЯ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНФОРМИРУЕТ

***********************************************************

19 октября, в библиотеке Мандельштама, прошел творческий вечер Игоря Нехамеса. Автор рассказал о своем литературном творчестве и представил поэтический сборник «Прописи времени», а также книгу прозы «Кубинский привет», где помещен прекрасный рассказ «Боги Барбудки» — о помощи кубинских врачей Советскому Союзу и России в излечении детей, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.

Благодарность Кубе — это знаковое событие, тем более, что 14 октября в Москве открылся 19 Всемирный Фестиваль молодежи и студентов, посвященный лидерам кубинской революции Эрнесто Че Гевара и Фиделю Кастро Рус.

 

Ушел из жизни после продолжительной болезни

ВИКТОР ИВАНОВИЧ ЕРЕМИН,

главный редактор тульской областной газеты «Тульская правда» (орган Тульского обкома КПРФ), верный друг и частый автор нашего журнала — как прекрасный рассказчик и драматург.

Где бы он ни был — в редакции тактичным и бескомпромиссным руководителем или на страницах газеты — умным и профессиональным журналистом, каждое его слово доходило до сердца слушателей и читателей. Он жил и дышал чаяниями и заботами, проблемами и перспективами своей Родины и своей малой родины. Любой его шаг был соизмерим с главным направлением развития нашего общества

Каждый, кто с ним сталкивался, был потрясен его энциклопедическими знаниями и душевной чистотой. И потому он притягивал людей, авторов, единомышленников. Виктор Иванович успел застать знаменательную дату — 100 летие Великой Октябрьской социалистической революции, празднование события мирового значения, дела, которому он посвятил всю свою жизнь. И уходя, знал, что дело будет продолжено его товарищами.

Его работа, его душевные помыслы, направленные на благо людей, Отечества, останутся жить в наших сердцах.

 

Редакция ордена Г. Р. Державина

литературно-художественного и

публицистического журнала

«Приокские зори»

 

ПРИОКСКИЕ ЗОРИ

 

Литературно-художественный

и публицистический журнал

 

Редакторы: А. А. Яшин, В. В. Резцов, Я. Н. Шафран, В. Г. Демидов

Корректоры: А. А. Яшин, В. Г. Демидов

Компьютерный набор: авторы

Компьютерная верстка и изготовление

оригинал-макета: С. В. Никитин

 

16+

В соответствии со ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» и Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», журнал предназначен для читателей старше 16 лет.

 

Журнал выходит в заказном тираже

с правом авторов на печатание ими бумажных экземпляров

ЛР № 020300 от 12.02.1997 г.

Дата выхода в свет 31.12.2017

Формат 70×108/16. Печ. л. 21,00

Печать офсетная. Бумага офсетная.

Тираж по заказам, не более 999 экз.

Заказ №

 

Отпечатано с готового оригинал-макета

в Издательстве Тульского государственного университета.

Адрес Издательства: 300012, г. Тула, проспект Ленина, 92,

тел. (4872)35-36-20

УВАЖАЕМЫЕ АВТОРЫ!

 

Наш журнал, как и большинство современных российских изданий, не имеет твердой финансовой базы. Издается он исключительно заботой и энергией редакционной коллегии. Кроме того, мы с самого начала издания журнала отвергли практику (порочную в своей основе) взимания оплаты публикаций с авторов.

Единственно, чем вы можете посильно помочь редколлегии,— это снять с нее финансовую заботу по первоначальному компьютерному набору текстов ваших произведений. Понятно, что литератор любит писать «от руки», в лучшем случае — на пишущей машинке. Но, полагаем мы, все же задача компьютерного набора решаема каждым из вас: наверняка, у каждого есть родственники, знакомые, друзья, владеющие компьютерной грамотностью. Наконец, сейчас широко развита сеть наборных услуг, вполне приемлемых по цене оплаты. В конце концов, каждый может позаботиться о судьбе своего детища — своего произведения.

Поэтому просьба предоставлять свои произведения в компьютерном наборе: CD-RW с файлом текста и 2 экземпляра распечатки. Набирать текст шрифтом Times New Roman Cir, размер 14 через 1,5 (компьютерных) интервала.

Обязательно приложите свое черно-белое или цветное фото и краткую биографическую справку.

Желательно все скомпоновать по образцу публикаций в «Приокских зорях». Просьба не присылать материалы «на выбор», а только то, что Вы хотите видеть опубликованным в одном номере журнала. Все материалы представляются в редакцию по «бумажной» почте: 300025, Тула, а/я 920, Яшину А. А. По электронной почте материалы высылать: прозу, включая публицистику и пр., по адресу: markingennady@yandex.ru — зав. отделом прозы Геннадию Николаевичу Маркину; поэзию — по адресу: sensei419@yandex.ru — зав. отделом поэзии Владимиру Вадимовичу Резцову.

Заказ экз. журнала — по адресу:elisafine@yandex.ru

С признательностью — редколлегия журнала.

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2017

Выпуск: 

4